Лимитирование электропотребления населения

Содержание

Введение норм потребления электроэнергии: рост тарифов и сокращение льгот?

Лимитирование электропотребления населения

Правительство РФ предлагает установить для жителей многоквартирных домов и частных домовладений социальную норму потребления электроэнергии. За потребление электричества больше этой нормы будут установлены повышенные тарифы.

В планах российского правительства уже с 2019 года установить для бытовых потребителей так называемую социальную норму потребления электроэнергии. Журналисты выяснили, что вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак дал поручение главам Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС подготовить соответствующие проекты нормативных документов.

Сделать это чиновники должны до середины января следующего года. Кроме того, чиновники рассматривают возможность упразднения льгот по оплате электроэнергии в домах, оборудованных электрическими плитами и негазифицированных, а также для сельских жителей. Сейчас эти две категории потребителей платят за свет по пониженным тарифам.

Кстати, аналогичную схему введения дифференцированных тарифов по электроэнергии Правительство РФ уже предлагало в 2013–2014 годах, но там схема была еще жестче нынешней, как отмечают эксперты.

Социальные нормы потребления энергопотребления

Суть этой меры заключается в том, что при превышении гражданином потребления минимальной установленной нормы электричество будет обходится ему существенно дороже: при превышении лимита резко вырастают тарифы.

Чиновники, как уже было сказано раньше, остановились на более щадящем для населения варианте. Потолок социальной нормы они намерены зафиксировать на уровне 300 кВт/ч.

Такая норма потребления будет установлена «по точке потребления», то есть не на каждого человека, а на семью или любую группу людей, проживающих в одной квартире.

Итак, электричество:

  • в пределах 300 кВт/ч будет оплачиваться по льготному (стандартному) тарифу;
  • в пределах от 300 кВт/ч до 500 кВт/ч — по повышенному тарифу;
  • свыше 500 кВт/ч — по «экономически обоснованному» тарифу.

Чиновники подсчитали и указали в протоколе заседания, что в среднем расход электроэнергии средней российской семьи (2 взрослых и 1 ребенок) составляет 220 кВт/ч, поэтому, как уверены чиновники, в соцнорму уложатся практически все граждане.

Проблема только в том, что большинство семей в России не состоит из двух взрослых и одного ребенка. А один человек в среднем по стране потребляет электроэнергии порядка 90 кВт/ч в месяц. Поэтому и средний показатель фактически занижен, особенно для тех домов, где пользуются электрическими плитами.

Поэтому очевидно, что если новая схема будет принята и заработает, за электричество россиянам придется платить больше.

Зачем нужно введение дифференцированных тарифов?

Введение социальной нормы потребления населения электроэнергии входит в правитильственную программу по оптимизации льгот. В частности, речь идет о так называемом перекрестном субсидировании — повышения цен для одних групп потребителей в целях снижения тарифов социально незащищенным гражданам. В планах чиновников тратить на субсидии не более 89 млрд рублей в год, но это не получается.

Чтобы достичь таакого показателя, придется повысить тарифы ЖКХ для населения сразу на 13,9% в год. И делать это ежегодно. Поскольку такого повышения, к тому же без экономических обоснований, население не поймет, решено организовать вот такое «скрытое» подорожание пока только электроэнергии. Но если план сработает, не исключено появление социальных норм на холодную и горячую воду, а также газ.

Льготы сохранят, льготников сократят

Чиновники заверили журналистов, что продолжат выделять субсидии, в том числе и на оплату электричества, всем гражданам, нуждающимся в социальной поддержке. Однако категории потребителей, приравненных к населению, они намерены сокращать, удалив из перечня:

  • садоводческие и огороднические товарищества;
  • гаражные кооперативы;
  • хозяйственные постройки граждан (сараи и погреба);
  • религиозные организации;
  • жилье при воинских частях;
  • места лишения свободы,

которые сейчас отнесены к бытовым потребителям с соответствующими тарифами. Если их удалят из этого списка, для них будет применятся промышленный тариф, который существенно выше.

Кроме того, для сельских жителей и граждан, проживающих в квартирах, оборудованных электроплитами, предусмотрено «поэтапное доведение понижающего коэффициента» от 0,7 до 1.

Это значит, что льготных тарифов для этих категорий потребителей скоро больше не будет.

Источник: https://ppt.ru/news/142555

Социальные нормы потребления электроэнергии: что планируют власти и как это скажется на потребителях?

Лимитирование электропотребления населения

15.10.2018

Свет / Тарифы на электроэнергию

Уже летом будущего года во всех российских регионах планируется ввести социальную норму потребления электроэнергию. План в целом вроде бы как правительством одобрен, конкретные детали профильные министерства должны подготовить к середине января 2019 года. О чем идет речь, и к чему готовится потребителям?

Что такое социальная норма потребления электроэнергии?

Для начала разберемся, что такое «социальная норма потребления» электроэнергии в текущем виде.

В подробностях тема раскрыта постановлением правительства РФ №614 от 22.06.

2013 с длинным зубодробительным названием «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)». Ознакомиться с актуальной и полной версией документа можно по этой ссылке — http://base.garant.ru/70422296/.

Если же говорить коротко, то суть дела заключается в следующем:

— определяется объем ежемесячного потребления электроэнергии, за счет которого могут быть удовлетворены основные потребности жильцов квартиры (частного дома)

— на этот объем устанавливается цена на электроэнергию чуть ниже, чем действующая до введения социальной нормы. А сверх этого объем – заметно выше.

Таким образом, государство надеется стимулировать население к экономии энергоресурсов. А тех, кто потребляет больше соц. нормы и свое потребление сокращать не намерен, заставить платить за свет сильно дороже, на уровне мелких коммерческих потребителей.

Цели при этом декларируются разные – от энергосбережения до сокращения «перекрестного финансирования» (под этим термином понимается дотирование цен на электроэнергию для населения за счет продажи энергии промышленным потребителям по более высокой цене).

В настоящее время такая схема оплаты электроэнергии действует в восьми российских регионах. Вот их список:

  • Нижегородская область
  • Ростовская область
  • Владимирская область
  • Орловская область
  • Красноярский край
  • Забайкальский край
  • Республика Крым
  • Севастополь

И тут надо сказать о главной проблеме, связанной с введением «социальной нормы» – сложности и запутанности ее реализации.

Дело в том, что сегодня социальная норма рассчитывается не просто на квартиру (частный дом), а с учетом количества проживающих, количества комнат, наличия электрической плиты и еще ряда обстоятельств.

Проясним на примере Нижегородской области. Здесь базовая социальная норма установлена в 103 кВт.ч., она действует для гражданина, проживающего в одиночку в однокомнатной квартире, оборудованной газовой плитой. Если в однокомнатной квартире проживают двое, то соц. норма на двоих составит 169 кВт.ч. А если речь идет о трех жильцах – уже 218 кВт.ч. И так далее.

Социальная норма в Нижегородской области так же зависит от количества комнат в квартире. В однокомнатной квартире с одним проживающим норма составляет, как уже говорилось 103 кВт.ч, в двухкомнатной с одним жильцом – 133 кВт.ч., в трешке – 150 кВт.ч.

В других регионах, где действует социальная норма условия немного другие. Отличается количество кВт.ч., входящих в социальную норму. Есть разница так же в порядке расчета. Например, не во всех регионах учитывается количество комнат в квартире. Кое-где отдельным образом прописан порядок расчета соц. нормы для частных домов.

В общем, чтобы корректно рассчитать объем потребления в пределах социальной норме и сверх нее, энергетикам приходится использовать массу дополнительной информации о потребителях. О количестве прописанных, о количестве комнат… Зачастую данные эти не являются достоверными и актуальными. И на этой почве возникает масса сложностей.

Запутанным делом все это представляется и со стороны потребителя. Особенно если речь идет о расчетах по двухзонному (день/ночь) или трехзонному (пик/полупик/ночь) тарифах.

Для каждой из этих «зон» суток утверждается своя пара тарифов в пределах и сверх социальной нормы.

И чтобы понять, какая часть, скажем, дневного потребления укладывается в социальную норму, а какая – идет свыше, и как все это правильно посчитать, приходится изрядно поломать голову. И без калькулятора тут точно не обойтись.

Все эти сложности стали очевидны практически сразу после первой попытки введения социальной нормы потребления, которая была предпринята правительством в 2013 году. Тогда было решено «обкатать» новую схему расчета на пилотных регионах.

Опыт «пилотов» оказался не слишком удачным, дело застопорилось. Решение вопроса о введении соц. нормы отдали на откуп региональным властям.

Те, видя проблемы с администрированием расчетов, решили, чтобы не нервировать людей лишний раз, новшества не вводить.

Отдельная история приключилась с Крымом и Севастополем, двумя регионами, вошедшими в состав РФ в 2014 году. Здесь действовала украинская система тарифов на электроэнергию с градацией стоимости электричества в зависимости от объема потребления. «Социальная норма», введенная в этих регионах, по сути, эту практику продолжила.

Таково положение дел к настоящему моменту. Теперь о перспективах.

Социальная норма потребления электроэнергии: что предлагает правительство на этот раз?

Сразу оговоримся, что о планах правительства нам известно лишь из публикаций СМИ, которые ссылаются на некий протокол совещания правительства, в котором обсуждалась возможность внедрения социальной нормы. И вроде бы было принято положительное решение. И хотя в целом информация затем официально подтверждена, текст того самого протокола, так и не был опубликован.

Как нет до сих пор в отрытом доступе и предложений правительства по изменению в конкретных нормативных документах.

Тем не менее, основные факты, ставшие к настоящему времени известными, таковы:

— новую схему оплаты власти просят называть не «социальными нормами», а «градацией потребителей»

— норма потребления будет рассчитываться не в отношении одного жильца, а относительно «точки присоединения» (квартиры или частного дома)

— объем электроэнергии, который население сможет потреблять по самой льготной цене предлагается установить в 300 кВт.ч.

— планируется так же ввести дополнительную группу потребителей от 300 до 500 кВт.ч в месяц, которые будут платить за электричество по «более высокой цене» и группу потребителей свыше 500 кВт.ч, которых переведут на «экономически обоснованную» цену, близкую к коммерческим потребителям.

Кроме введения нормы потребления, власти так же предполагают сократить количество групп потребителей, приравненных к населению (сейчас это гаражные и садоводческие кооперативы, например). А так же ликвидировать льготы для жителей сельских населенных пунктов и жильцов городских квартир (частных домов) с электроплитами (электроотоплением). Они сейчас платят за свет с 30% скидкой.

Конкретных ставок новых тарифов пока не называют. По словам вице-премьера Дмитрия Жукова, который курирует это направление, цифры должны появиться к 15 января 2019 года. А заработать новые тарифы должны с 1 июля 2019 года.

Планы по социальной норме: чего конкретно ждать потребителю?

Прежде всего, не ясно: все-таки, вступит или не вступит все вышеописанное в силу? В глазах большинства населения введение нормы потребления будет выглядеть лишь очередным повышением платы за коммунальные услуги. Пойдут ли на это власти после истории с повышением пенсионного возраста и другими скандалами последнего времени? Не очевидно.

Но если все предложения по социальной норме все-таки будут введены в действия, важными представляется следующее.

Первое. Прежде всего, от новаций пострадают собственники частных домов с электроотоплением. Их потребление точно превосходит те самые 300 кВт.ч. в месяц, да и 500 кВт.ч. – тоже. Насколько большим будет повышение?

Давайте посмотрим: тариф на электроэнергию в Московской области для сельского населения составляет 3,71 кВт.ч, для городского населения в домах с газовыми плитами – 5,29 руб за кВт.ч. А для мелких коммерческих потребителей (с выделенной электрической мощность до 150 кВ, расчет только за электроэнергию без учета потребляемой мощности, напряжение – 0,4 кВ) – 5,95 руб за кВт.ч (включая НДС).

Это и есть, видимо, потолок возможного повышения цены на электроэнергию для крупных бытовых потребителей. И если сейчас владелец дома площадью в 150 кв. метров платит за электроэнергию на отопление зимой 12-15 тысяч рублей в месяц, то предлагаемые новшества могут эту сумму увеличить до 20 тысяч.

Второе. Большинство потребителей, скорее всего, уложатся в норму потребления в 300 кВт.ч. В крайнем случае, незначительно его превысят.

Можно исходить из того, что на кошельках собственников обычной квартиры без теплых электрических полов и другое энергоемкого оборудования, введение соц. нормативо серьезным образом не скажется.

Другое дело, что новации неизбежно усложняет для частных лиц расчеты за электроэнергию.

Первые 300 кВт.ч. в месяц рассчитывается по одному тарифу, «излишки» — по другом.

А если в квартире стоит счетчик, который раздельно учитывается потребление электроэнергии днем и ночью? Тогда расчет производится уже по четырем тарифам.

И чтобы правильно посчитать сумму к оплате придется еще вычислить какая часть дневного (отдельно) и ночного (отдельно) потребления вошла в социальную норму, а какая – нет.

Результат: проверить те счета, которые приходят от энергосбыта собственнику квартиры будет, мягко говоря, непросто.

И третье. Главный вопрос – зачем все это? Если речь идет о повышении тарифа на электроэнергию для населения с тем, чтобы вывести цены на уровень коммерческих потребителей, то введение социальной нормы (дифференциации потребление) выглядит логично. Это первый этап на пути к тому, чтобы заставить население платить за свет по рыночной цене.

О справедливости такого подхода, конечно же можно поспорить. Но если дело обстоит именно так, то эта цель должна быть официально заявлена. А так же объяснено, в каких объемах и каким группам населения будут выплачиваться пособия на компенсацию непосильных расходов на электроснабжение.

Но ничего такого не говорится. Более того, есть ощущение, что сегодня введение социальной нормы, как и четыре года назад – часть чиновничьей игры, когда важен не результат, а шумное действо. Из той же серии, что отмена зимнего времени или ввод обязательного знака «шипованная резина» на автомобилях. Поговорят, пошумят, да и забудут.

А людям с этими трехэтажными тарифами, выросшими из социальной нормы, придется жить.

Источник: https://energovopros.ru/issledovania/2322/2323/50437/

Зачем нам нужна социальная норма электропотребления

Лимитирование электропотребления населения

10.12.2018 16:16:00

Сколько киловатт-часов требуется человеку для полного счастья

Электроэнергия становится для россиян роскошью. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

На телеканале Общественного телевидения России (ОТР) в начале декабря в рамках программы «Правда» состоялся круглый стол по теме «Социальная норма потребления электроэнергии».

В нем приняли участие кроме Олега Никифорова, ответственного редактора приложения «НГ-энергия» в «Независимой газете», Андрей Листовский, генеральный директор Фонда энергетического развития, Илья Долматов, директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ, Булат Нигматулин, генеральный директор Института проблем энергетики, Светлана Разворотнева, исполнительный директор некоммерческого партерства «ЖКХ-контроль», и Артем Кирьянов, первый заместитель Общественной палаты РФ по общественному контролю. Вел круглый стол обозреватель ОТР Дмитрий Лысков.

Проблема социальной нормы потребления электроэнергии связана с решением проблемы перекрестного субсидирования, доставшейся России в наследство от СССР.

Перекрестное субсидирование – это перераспределение тарифной нагрузки с категории потребителей «население» на «прочих» потребителей.

Такой механизм приводит, с одной стороны, к необоснованному ограничению конкурентоспособности отечественной промышленности (поскольку тариф на электроэнергию включается в цену товара).

С другой стороны, перекрестка приводит к сокращению стимулов для сбережения электроэнергии со стороны населения, а в ряде случаев, как считают в комитете по энергетике Госдумы РФ, даже к субсидированию практики ее расточительного использования, а также к потере заинтересованности электросетевых компаний в содержании и развитии коммунальных электросетей.

По данным ФАС России, среднее значение нагрузки по перекрестному субсидированию по субъектам РФ достигает 22% конечного тарифа для прочих потребителей. Вместе с тем приемлемые параметры, по оценке ФАС РФ, не должны превышать 10%, чему соответствуют всего четыре региона России: Москва, Московская и Тюменская области и Санкт-Петербург.

К январю 2019 года должны быть разработаны и внесены в правительство проекты нормативных актов, направленных на снижение объемов перекрестного субсидирования в электроэнергетике.

Как считают в комитете по энергетике Госдумы РФ, дифференциация тарифов для населения в зависимости от объемов потребления должна выглядеть следующим образом: при потреблении в одной точке подключения до 300 кВт-ч в месяц – базовый тариф, от 300 до 500 кВт-ч в месяц – повышенный тариф, свыше 500 кВт-ч в месяц – экономически обоснованный тариф.

Предполагается сокращение перечня потребителей, приравненных к населению, которым электроэнергия поставляется по регулируемым ценам. Понятно, что для малообеспеченных слоев населения предусматриваются адресные субсидии.

https://www.youtube.com/watch?v=b0w88B4ZzY8

Необходимо отметить, что, по данным комитета по энергетике Госдумы РФ, предложенный порог перехода на повышенный тариф – 300 кВт-ч в месяц – значительно превышает среднероссийский объем потребления электроэнергии домохозяйством, составляющий 225 кВт-ч в месяц. Потребление выше указанного порога наблюдается лишь в шести субъектах РФ.

По данным Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, статистика потребления электроэнергии за 2017 год показывает, что в многоквартирных домах объем потребления домохозяйством до 300 кВт-ч наблюдается у 92% лицевых счетов, от 300 до 600 кВт-ч потребляется 7% лицевых счетов, более 600 кВт-ч потребляет 1%. Похожая статистика в частном секторе: объем потребления электроэнергии до 300 кВт-ч наблюдается у 83% лицевых счетов, от 300 до 600 кВт-ч потребляют 12% лицевых счетов, а более 600 кВт-ч – 5%.

Собственно говоря, эта статистика и является ответом на вопрос, заданный представителю «Независимой газеты» Лысковым.

Однако заслуживает внимания то, что в Германии средними показателями потребления электроэнергии в многоквартирных домах семьей из трех человек, включая нагрев воды, считается 4300 кВт-ч в год, или 358 кВт-ч в месяц. Это примерно соответствует предлагаемой социальной норме потребления.

Видимо, во всех промышленно развитых странах при примерно одинаковых условиях жизни размер потребления также примерно одинаковый. Другой вопрос, что за данную норму потребления немцы платят гораздо больше, чем россияне. На этот счет имеются соответствующие цифры.

Так, в Германии население платит за потребленный киловатт-час в пересчете на рубли около 19 руб., а в России в несколько раз меньше. Правда, и доходы в России также существенно мньше, чем в Германии.

О недостатках попыток регулирования в России системы перекрестного субсидирования на круглом столе обстоятельно рассказал Илья Долматов. Как он считает, одной из ключевых проблем российской энергетики является именно проблема перекрестного субсидирования разными группами потребителей. 

Единая энергосистема с магистральными передачами всегда более капитально затратна чем распределенная  энергетика. Фото Reuters

Перекрестное субсидирование означает, что за электроэнергию, потребленную одной группой потребителей, расплачивается другая группа. То же самое наблюдается и в региональном разрезе, когда одни области оплачивают потребление в других регионах.

По словам Долматова, за 15 лет объем перекрестного субсидирования в России вырос в 4 раза. Оценен условно допустимый уровень перекрестного субсидирования, исходя из дополнительной тарифной нагрузки на промышленных потребителей, связанной с реализацией механизма перекрестного субсидирования.

В целях сокращения перекрестного субсидирования рекомендуется ежегодно увеличивать тарифы на электроэнергию для населения на 6%.

На переходном этапе к целевой модели следует исходить из предельной тарифной нагрузки на промышленных потребителей; в качестве эталона такого предела могут выступать розничные цены на электроэнергию для аналогичных потребителей Европы (возможное увеличение тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей в среднем по России составляет 1,4 раза от уровня 2016 года). Предложены варианты сокращения перекрестного субсидирования и рекомендации, как определять соответствующие объемы, что важно в текущих условиях отсутствия единой принятой методологии оценки как самой величины перекрестного субсидирования, так и экономически обоснованных тарифов. 

В целевой модели ценообразования на электрическую энергию механизм перекрестного субсидирования должен быть полностью исключен, для чего в прогноз социально-экономического развития России необходимо включить показатель «рост регулируемых (конечных) тарифов для населения» (вернуть существовавшую до 2017 года практику), предусмотрев опережающие темпы роста по сравнению с прочими потребителями.

Собственно говоря, социальная норма потребления может и являться скрытой формой повышения тарифов для населения.

Для Нигматулина проблема скрывается в неправильных расчетах предполагаемого электропотребления в стране. Сегодня прогнозы электропотребления, заложенные в Генсхеме, экспертное сообщество признает чрезвычайно завышенными.

Значение электропотребления по различным прогнозам, заложенным в Энергостратегии, находится в очень широком диапазоне – от 1270 млрд до 1520 млрд кВт-ч, а к 2030 году – от 1560 млрд до 2165 млрд кВт-ч.

Такой широкий диапазон электропотребления (250 млрд кВт-ч к 2020 году и 605 млрд кВт-ч к 2030-му) показывает, что данные прогнозы носят конъюнктурный характер, их научное обоснование неудовлетворительно, соответственно они не могут служить основой для разработки схемы и программы развития ЕЭС России на сколько-нибудь значительный период времени (более чем на два года), не говоря уже о горизонте в 5–10–15 лет. Завышенные прогнозы приводят к увеличению генерирующих мощностей, которые приходится оплачивать потребителям. 

Мнение Разворотневой сводилось к тому, что  схему социального энергопотребления уже вводили в восьми регионах страны, и она оказалась неэффективна. Там, где нормы были низкие, например, во Владимирской области, это повлекло за собой серьезные социальные волнения. А там, где норма была большой, это не продемонстрировало никакой экономической эффективности.

По ее словам, это объясняется тем, что, во-первых, в большинстве регионов нет дефицита электроэнергии. «Энергетики заинтересованы в том, чтобы продавать больше.

В 2013–2014 годах это вводилось для того, чтобы ликвидировать перекрестное субсидирование.

Но в итоге оказалось, что сделать таким способом это невозможно, потому что промышленность потребляет порядка 80% электроэнергии, а население – только 20%».

Кроме того, нормальная рыночная экономика построена на принципе, что чем больше ты покупаешь, тем дешевле будет для тебя этот продукт, добавила эксперт.

Действительно, на круглом столе был показан документальный фильм, связанный с опытом введения социальной нормы потребления в Ростовской области.

При этом стоит отметить, что, когда вводили в этом регионе АЭС, местная власть убеждала жителей, что после ее запуска электроэнергия будет для ростовчан чуть ли не бесплатной. Все оказалось с точностью до наоборот.

Правда, можно предположить, что Ростовской области приходится в рамках перекрестного субсидирования оплачивать другие энергодефицитные регионы. А это и есть прямое проявление «перекрестки». 

Ростовскую социальную норму определяли местные власти. И она оказалась крайне некомфортной для потребителей. С 1 сентября 2013 года в Ростовской области введена социальная норма электроснабжения. Это объем потребленной электроэнергии, который оплачивается по сниженному тарифу.

Формула исчисления тарифа достаточно сложная, поскольку учитываются льготы, дополнительные киловатт-часы на использование электроплит и электронагревательных приборов, а также  сезонные надбавки и даже износ жилого фонда. Социальная норма на трех человек без льгот составляла 196 кВт-ч в месяц. В фильме приводились высказывания ростовчан, попавших под каток социальной нормы.

Речь шла о том, что людям приходилось отказываться от многих удобств цивилизации, будь то посудомоечная машина или даже электрочайник. 

Никто не спорит, что проблема энергосбережения стоит в России остро. Но если в Европе в этих целях строят дома с нулевым энергопотреблением, то в России власти предпочитают использовать энергетический кнут. Хотя опыт строительства таких зданий имеется и у нас.

Главное, видимо, не введение социальной нормы потребления, а создание условий для внедрения энергосберегающих технологий и в домостроении, и в быту. 

Источник: https://www.ng.ru/ng_energiya/2018-12-10/9_7459_norma.html

В каких случаях при расчете за электричество применяется повышающий коэффициент?

Лимитирование электропотребления населения

Учет расхода электричества может вестись двумя способами. Первый из них производится с помощью снятия показаний электросчетчика, установленного в жилом помещении и опломбированного.

Второй – в том случае, если счетчика нет, учет производится по установленному законодательством нормативу, а именно пункта 33 Постановления Правительства №614 от 22.07.

2013, которая гласит: «При отсутствии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета при расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению к объему потребления электрической энергии, определенному исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, социальная норма применяется с понижающим коэффициентом «К», за исключением случаев предоставления потребителем акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки прибора учета в соответствующем жилом помещении.

Что такое социальная норма потребления электроэнергии

Социальные нормы расхода электроэнергии – это установленная величина затрат электричества на одного гражданина. Они формируются на уровне региональной власти.

Он касается абсолютно всех людей, независимо от того, для каких целей им нужна электроэнергия.

Государство предусмотрело такой норматив, чтобы достичь определенных целей:

  • снизить расходы населения на оплату электроэнергии;
  • повысить ответственность работников управляющих компаний;
  • иметь возможность получать оплату от населения в установленные сроки в определенном объеме.

Однако граждане, имеющие учетные приборы, так же сталкиваются с оплатой электричества по нормативу, когда возникают следующие ситуации:

  • нет узла учета;
  • сведения по установленному прибору передаются с опозданием;
  • счетчик сломался;
  • выявлена намеренная порча счетчика;
  • сотрудник, ведущий учет расходов энергии, не получает необходимых сведений.

Определение потребления

Для простого учета потребления электроэнергии необходимо взять данные показаний закрепленного за своим объектом электросчетчика, отнять от них показания прошлого месяца и получить данные по расходу в целом.

Полученные данные по потребленным киловатт-часам необходимо умножить на ставку за 1 киловатт в регионе потребителя.

Важно! На большинстве счетчиков в окошке с показаниями есть отображение долей квт-ч. При фиксации показаний вашего прибора учета необходимо отмечать лишь целую часть, иначе счет за «потребленную» электроэнергию будет неадекватным.

В том случае, если счетчика нет, обращаемся к Постановлению Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 6.05.2011 №354 в действующей редакции.

В данном документе в Приложении №2 в пункте 4а указана формула расчета расхода электроэнергии для квартир и домов, не оборудованных приборами учета.

Учитывается количество граждан, проживающих в квартире, норматив потребления и тариф на коммунальный ресурс.

Если есть техническая возможность установки прибора учета, но не установлен, то к расчетам прибавляется поправочный коэффициент.

Мы решаем юридические проблемы любой сложности. #Будьтедома и оставляйте свой вопрос нашему юристу в чате. Так безопаснее.

Задать вопрос

Правительство отложило введение соцнормы на электричество

Правительство вернулось к обсуждению введения социальной нормы на электроэнергию в сентябре прошлого года. Тогда соответствующие предложения на совещании у Дмитрия Козака озвучил представитель Минэкономразвития. К 15 января министерство должно было подготовить предложения для правительства.

Они почти не изменились с сентября: министерство предложило сохранить базовый тариф при потреблении домохозяйствами до 300 кВт·​ч в месяц.

Потребление сверх этой нормы будет оплачиваться по повышенному тарифу, а если счетчик покажет свыше 500 кВт·​ч в месяц, потребители заплатят за электроэнергию по еще более дорогому «экономически обоснованному тарифу». Об этом сообщил «Коммерсантъ» и подтвердил РБК источник в правительстве.

Для некоторых регионов границы соцнормы и повышенного тарифа могут быть увеличены до 500 и 700 кВт·​ч, а для домохозяйств, которые не подключены к сетям теплоснабжения и используют электроэнергию для отопления, соцнорма может быть установлена на уровне 3300 кВт·​ч, а повышенный тариф будет вводиться от 3500 кВт·​ч​ (для некоторых регионов эти планки предложено увеличить до 3500 и 3700 кВт·​ч​). Насколько должны были вырасти тарифы для тех, кто не укладывается в соцнорму, не сообщалось.

Чубайс поддержал идею ввести соцнорму электропотребления Общество

Зачем нужна тарифная реформа

Правительство уже пыталось ввести соцнорму потребления, но в 2014 году реформа была отложена из-за риска роста социальной напряженности.

Реформа должна была помочь снизить перекрестное субсидирование в электроэнергетике: сейчас население платит по заниженным сетевым тарифам, а промышленные потребители — по более высоким, позволяя таким образом госхолдингу «Россети» содержать и строить новые сетевые объекты.

Летом, по данным «Коммерсанта», Минэнерго оценивало объем переплаты за население в 368 млрд руб. в 2017 году, к 2022 году эта цифра ​может вырасти до 417 млрд руб.

Минстрой выступил против введения социальной нормы энергопотребления Общество

Почему отложили введение соцнормы?

Минэнерго всегда поддерживало введение соцнормы, это правильное начинание: нужно постепенно снижать перекрестное субсидирование, сказал РБК федеральный чиновник.

Но в декабре замминистра энергетики Алексей Текслер попросил Минэкономразвития направить в правительство доклад о том, что введение соцнормы в России преждевременно (копия письма Текслера от 17 декабря есть у РБК).

С октября 2020 года Минэнерго получило более 120 обращений граждан, которые считают реформу опасной. Инициаторы обращений сетовали на резкий рост расходов граждан, которые используют электроплиты (льготы на электроэнергию в рамках соцнормы для них предполагается постепенно убрать.

Предложение Минэкономразвития практически не имеет смысла: в 300 кВт·​ч​ укладывается почти все население, то есть эффекта для электроэнергетики не будет, зато протестная реакция населения и шум гарантированы, рассуждает источник РБК.

Это подтверждает источник в правительстве: «Перекрестку соцнорма не спасет, а народ возмутит». Кроме того, по его словам, реальной оценки эффекта от изменения тарифов до сих пор нет.

Еще одна проблема — в диспетчеризации дифференцированных тарифов, говорит один из собеседников РБК.

Не факт, что существующие приборы учета смогут фиксировать разницу потребления, а цифровизация займет много времени и дорого обойдется, добавляет он.

Для реформы тарифов на электричество, которая приведет к их росту, сейчас не лучшее время, говорит политолог Алексей Макаркин. Слишком близко пенсионная реформа, недовольство которой стихло, но никуда не делось, с января вырос НДС, рейтинги власти снижаются, напоминает он. По словам Макаркина, теоретически проведение подобной реформы возможно после парламентских выборов в 2021 году.

Сколько расходуется в среднем в однокомнатной квартире в сутки, за месяц и в год?

Для этого составим список возможных электропотребителей и их примерное время работы:

В условной однокомнатной квартире:

  • Есть три лампочки по 0,1 кВт⋅ч, одна для освещения комнаты, вторая — кухни, третья – санузла, поочередно они работают суммарно 5 часов.
  • Есть холодильник, который потребляет 0,1 кВт⋅ч и работает круглосуточно.
  • LED-телевизор с широкой диагональю потребляет 0,15 кВт⋅ч и работает 4 часа за указанный период.
  • Электрочайник потребляет 2,1 кВт⋅ч, включается шесть раз в день по 5 минут.

Отопление и нагрев воды для гигиенических целей в доме производится за счет газа, вещи стираются вручную.

Подсчитаем общее количество потребленной энергии:

0,1*5+0,1*24+0,15*4+2,1/2=0,5+2,4+0,6+1,0.

  • Средний расход электроэнергии в сутки. Итого, примерный расход электроэнергии в сутки равен 4,55 кВт.
  • Примерный расход электроэнергии в квартире за месяц. За месяц будет израсходовано около 4,55*30=136,5 кВт.
  • Годовой расход электроэнергии. Общий годовой расход будет равен 1660,75 кВт.

Эти данные усредненные, у каждой семьи своя электротехника, своя манера экономить либо тратить электричество, да и в разные времена года световой день короче либо длиннее. Но общее понимание на основании такого расчета получить можно.

Больше о том, как рассчитывают потребление электроэнергии, читайте тут.

Способы сэкономить электроэнергию

Из сказанного понятно, что размер платежа, начисленного по нормативам, существенно превышает фактический, замеренный электросчётчиком. В этом случае потребитель, кроме самого факта использования индивидуального прибора учёта, получает возможность снизить расход ресурсов за счёт:

  • приобретения современных бытовых приборов более высокого класса, экономно расходующих энергию. Согласно международной системе классификации приняты условные обозначения буквами латинского алфавита от А до G, где А – наиболее экономные устройства;
  • герметичности и изоляции помещения при включённых кондиционерах или электрообогревателях;(Читайте статью: Сколько потребляют обогреватели)
  • своевременного удаления накипи со стенок электрочайников или использование альтернативных источников энергии для кипячения воды;(Читайте статью: Сколько расходуют электрические чайники)
  • соблюдения правил эксплуатации электроприборов, предусмотренных изготовителем;
  • использования экономных осветительных ламп.(Читайте статью: Сколько потребляют разные виды лампочек)

Комплексное применение перечисленных энергосберегающих мер при установленном электросчётчике – гарантия снижения расхода потребления электроэнергии и уменьшения размеров платежей за этот вид ресурсов.

Количество комнат
Электропотребление на одного человека в месяц при составе семьи, кВт/ч
1 чел.*2 чел.3 чел.4 чел.5 чел. и более
Многоквартирные дома, оборудованные газовыми плитами
111773564640
215194735951
3171106826758
4 и более185115897263
Многоквартирные дома, оборудованные электрическими плитами
1192119927565
22261401098877
32471531199784
4 и более26316312610389
Жилые дома, оборудованные газовыми плитами
114590705749
2187116907364
32121311028372
4 и более2291421108978
Жилые дома, оборудованные электрическими плитами
1193120937566
22281411098977
32491541199785
4 и более26416412710390
Жилые дома, оборудованные газовыми плитами и отопительными электроустановками
1623386299243212
2803498386313273
3909564436355309
4 и более984610472384334
Жилые дома, оборудованные электрическими плитами и отопительными электроустановками
1733454352286249
2864536415337294
3945586454369321
4 и более1004622482391341

При отсутствии в квартире зарегестрированных по месту жительства лиц применяются нормативы потребления на 1 человека, проживающего в квартире с соответствующим количеством комнат. Утверждено Постановлением Правительства края от 22.09.2006 N 42-п

месяц, расход, средний, человек, электроэнергия

« Предыдущая запись

Источник: https://nedvizhimost23.ru/zhkh/socialnaya-norma-potrebleniya-elektroenergii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.