Лица из числа детей сирот это

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

Лица из числа детей сирот это

1.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

2.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

3.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

3.

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

5.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Источник: https://www.zakonrf.info/doc-15131238/st8/

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

Лица из числа детей сирот это


Проблема сиротства является одной из актуальнейших социальных трудностей современной российской действительности. Это связано с тем, что сложившаяся политическая, социальная и экономическая ситуация в стране способствует увеличению количества сирот в стране.

Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же, как демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на миллион), имеют в основе своей общий кризис семьи.

Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить.

Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

Сиротство — социальное явление, обусловленное нахождением в обществе детей-сирот по причине их смерти, объявления их без вести пропавшими, признания родителей недееспособными, лишения их родительских прав и прочее. К таким детям также употребляется понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей».

В эту категорию детей также можно включить детей — инвалидов, которых родители оставили на попечение государства [3].Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детeй-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.

1996 № 159 дает наиболее четкие определения категории таких детей:

− дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный родитель;

− дети, оставшиеся без попечения родителей — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, вследствие лишения их родительских прав, ограничения в родительских правах, признания родителей ограниченно дееспособными или полностью недееспособными, отбывания ими наказания в учреждениях лишения свободы, признания родителей безвестно отсутствующими, объявлeния их умершими;

− лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, в том случае, когда они находились в возрасте до 18 лет и лишились одного или обоих родителей. Такая категория лиц имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке [1].

Известный современный философ и социолог Тюгашев Е. А. в своих научных трудах выделил следующие виды сиротства:

− собственно сироты. Дети, которые лишились одного или обоих родителей в раннем возрасте;

− домашние сироты. У таких детей есть родители, которые не уделяют должного внимания воспитанию ребенка. В подобных ситуациях ребенок бывает, как правило, либо предоставлен сам себе, либо находится в антагонистических отношениях с родителями, чем обуславливается его социально-опасное положение;

− интернатские сироты. Такие дети, которые воспитываются в интернате и, чьи родители по факту не занимаются их воспитанием;

− «отказники». Категория детей, чьи родители отказались от своих родительских прав и оставили своего ребенка на попечение государства;

− «лишенцы». Дети, родители которых лишены родительских прав [4].

В научной литературе уделяется особое внимание социальному сиротству. Социальное сиротство-такое явление в обществе, при котором несовершеннолетний имеет биологических родителей, но по какой-либо причине они не уделяют достаточного внимания воспитанию ребенка или исполняют это ненадлежащим образом.

В настоящее время отмечаются негативные тенденции в динамике сиротства, проявляющиеся в увеличении среди сирот числа детей и подростков со сложными, комплексными видами отклонений, с задержкой в развитии, трудностями в обучении и отклоняющимся поведением.

Обозначилось новое явление — «скрытое» социальное сиротство. Оно распространяется в результате падения нравственных устоев общества, обесценивания института семьи, а также в результате ухудшения условий жизни значительной части семей.

Как правило, дети, попадающие под понятие «скрытых» социальных сирот, проживают в условиях беспризорности и безнадзорности [2].

Беспризорность, безнадзорность являются «социальными болезнями» наравне с социальным сиротством. Беспризорные дети — дети, лишившиеся государственного или родительского попечения, развивающего воспитания и обучения, а также постоянного места проживания, соответствующего необходимым санитарным требованиям.

Причинами беспризорности являются отсутствие связи с государственными организациями попечения, нарушение и утеря контактов с семьей(ее нет; ребенок убежал из семьи; семья оказывает негативное влияние на ребенка), отсутствие педагогического воспитания и обучения.

Таким образом, наблюдается разрыв таких социальных связей: ребенок государство, ребенок — семья, ребенок — педагог.

Среди ученых существует и такая точка зрения, что разрушение современной семьи связано с теми трансформационными процессами, охватившими Россию в начале 90-х годов прошлого столетия. События, связанные с реформами времен распада СССР, называют третьей волной сиротства, которая по численности сирот перекрыла вторую волну — сиротство после Великой Отечественной войны [3].

К основным причинам сиротства, а также социального сиротства в России можно отнести следующие:

− смерть или неизлечимая болезнь единственного или обоих родителей;

− добровольный отказ (как правило матери) от ребенка, чаще- это отказ от новорожденного в родильном доме;

− асоциальный образ жизни родителей, чаще всего связанный с употреблением алкоголя и наркотических средств;

− тяжелое финансовое положение семьи;

− рождение ребенка с патологией (сюда относят детей с неизлечимыми заболеваниями, детей-инвалидов);

− нежелательная беременность (чаще всего такая беременность возникает у несовершеннолетних, рано вступивших в половую жизнь);

− нахождение родителей в местах лишения свободы;

− признание родителей ограничено дееспособными или абсолютно недееспособными;

− жестокое обращение с детьми;

− уклонение родителей от выполнения обязанностей по воспитанию своих несовершеннолетних детей.

Лишение родительских прав является основной причиной, по которой дети в России лишаются попечения родителей. В 2018 году было выявлено около 40000 граждан, лишенных родительских прав. Из них 29000 были лишены за уклонение от обязанностей по воспитанию детей, 5 % из этого число лишены из-за злоупотребления родительскими правами, 12 %- в связи с алкоголизмом и наркоманией родителей.

Судьбы воспитанников детских учреждений для сирот всегда привлекали общественное внимание. В последние 10–15 лет это внимание было направлено на эффективность работы данных учреждений, соблюдение и реализация прав воспитанников, а также на отношения преподавателей к таким детям.

Для ребенка- сироты наилучшим вариантом является семейная форма устройства, но не всегда удается устроить его именно таким образом, а приходиться направлять в определенное государственное учреждение.

В связи с этим продолжается модернизация, улучшение, совершенствование сети детских учреждений, которые принимают на себя обязанности по заботе, защите, воспитанию и обучению сирот.

На сегодняшний день получается успешно социализироваться лишь у 10 % выпускников интернатных учреждений. По данным статистики, из 15 тыс. выпускников в течение года, 5 тыс. попадают на скамью подсудимых, 3 тыс.

становятся бомжами, а 1,5 тыс. кончают жизнь самоубийством.

К сожалению, это происходит по причине того, что ребенка не смогли подготовить к реальной жизни, привить ему определенные социальные нормы и ценности, выходящие за рамки учреждения для детей — сирот.

Выделяются следующие последствия сиротства:

− медицинские последствия.

Среди последствий медицинского характера можно обозначить: отклонения в физическом и психическом здоровье сирот, болезни органов дыхания, болезни желудочно-кишечного тракта, рахит, гипотрофия, анемия, заболевания гепатитом «С» или «В», а также сифилисом (детям эти болезни передаются от родителей, являющимися их носителями). У детей- сирот часто выявляются хронические патологии, отставания в интеллектуальном развитии; неврозы, обусловленные психологическими травмами и т. д.;

− последствия социального характера. В первую очередь сюда следует отнести социальный статус ребенка-сироты.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, состоят на полном иждивении у государства, они привыкают к постоянному покровительству взрослых.

На выходе из специализированного учреждения, где они воспитывались они часто бывают не способны к самостоятельной жизни, нести за нее ответственность.

− экономические последствия. Учреждения, куда направляются дети-сироты, обязуются обеспечить их всем необходимым для полноценного развития.

Детям предоставляются предметы первой необходимости, обувь, одежда, питание, школьные принадлежности.

Также после выхода из интернатного учреждения ребенку-сироте государство должно выделить ему определенное жилье, обеспечить возможностью поступления в ВУЗ и пр. Все это создает дополнительную нагрузку на бюджет страны.

− психологические последствия. Можно отметить недостаток внимания к ребенку со стороны взрослых, так как внимание педагогов должно быть направлено на целую группу.

Отсутствие привязанности к кому-либо из взрослых дезориентирует ребенка, заставляет чувствовать свою малоценность, ненужность. Такие дети могут стать агрессивными и имеют ограниченный круг общения.

Подобные обстоятельства создают трудности в психическом развитии личности, затрудняется процесс его социализации в общество [3].

Как показывает реальная жизнь, воспитанники интернатов живут сегодняшним, не имеют далеко идущих планов, а если они и есть, то не заполнены реальным содержанием.

Немало важным в воспитательном процессе является формирования у ребенка желаний, стремлений, надежд, для того, чтобы он научился строить планы на самостоятельное будущее.

В результате того, что дети-сироты привыкли, что за них все решают преподаватели, государство у них возникает боязнь внешнего мира, недоверие к нему.

Образование в интернатных учреждениях является малоэффективным и носит посредственный характер. В результате чего многие дети получают его в неполной мере, их кругозор недостаточно широк.

Отсутствие строгой дисциплины, недостаточное стимулирование к стремлению лучшего в учреждениях, где содержатся дети, делают невозможным их дальнейшее интеллектуальное развитие.

Воспитанники не видят потребности в получении высшего образования, что значительно сужает спектр их возможностей трудоустройства.

Дети-сироты, воспитывающиеся в специальных детских учреждениях, по выходе из него сталкиваются с проблемой жилищного вопроса, особенно если от родителей в наследство не перешла во владение жилая площадь.

В таком случае государство должно взять на себя ответственность по обеспечению жильем выпускника интернатного учреждения.

Но здесь возникают трудности так, как пригодных помещений для жилья не всегда хватает, по этой причине приходится ждать своей очереди в получении жилья.

Сиротство в России принимает угрожающие масштабы. Особенно тревожным явлением для общества становится распространение социального сиротства.

Как уже отмечалось, последствия сиротства достаточно плачевны- из интернатов выходят молодые люди, неприспособленные к самостоятельной жизни, не имеющие правильного образца поведения в жизни общества, и лишенные представления о принятых за образец семейных ценностях.

Как правило, заводя семью выпускники — интернатов оставляют своих детей на попечение государства, так как не имеют представления о том, как необходимо воспитывать детей, так как сами были воспитаны чужими людьми.

Для того, чтобы остановить распространение социального сиротства необходимо осуществлять ряд мероприятий по возрождению ценности семьи, по повышению морально-нравственного воспитания молодого поколения.

Литература:

  1. Асильдерова М. М. Социально- правовая защита детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: [учебное пособие] / М. М. Асильдерова, Б. Г. Явбатырова; — Махачкала: Из-во Алеф, 2013. 188 с.
  2. Большакова Н. Л. Сиротство как социальная проблема современной России: [монография]/ Н. Л. Большакова, Ю. В. Мигунова, Садыков Р. М.; Башкирский гос. ун-т. — Уфа: РИЦ БашГу, 2014. 200 с.
  3. Климантова Г. И. Государственная семейная политика современной России: [учебное пособие] / Г. И. Климантова; — Москва: Изд-во Дашков и К, 2012. 236с.
  4. Тюгашев А. Е. Семьеведение: [учебное пособие] / А. Е. Тюгашев, Попкова Т. В.; Новосибирский гос.ун-т. — Новосибирск: РИЦ НовГУ, 2013. 112с.

Основные термины(генерируются автоматически): ребенок, социальное сиротство, родитель, Россия, попечение родителей, признание родителей, попечение государства, интернатное учреждение, реальная жизнь, самостоятельная жизнь.

Источник: https://moluch.ru/archive/269/61906/

Сироты. Права детей, оставшихся без попечения родителей

Лица из числа детей сирот это

По статистике в России зарегистрировано порядка 50 тысяч ребят, которым требуется защита. Это дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

За истекшие двадцать лет показатель уменьшился почти вдвое. Но актуальность проблемы это не снижает.

Понятие детей сирот

Признаки отнесения несовершеннолетних к указанной категории определены федеральным законодательством. Так, установлено, что сироты — это ребятишки, потерявшие родителей по причине их смерти.

Не имеющими попечения, несовершеннолетние являются если:

  • мама и папа ограничены в правах или лишены их;
  • мать и отец не известны;
  • подтверждена недееспособность родителей;
  • мать, отец отбывают срок;
  • родители безвестно отсутствуют;
  • родители о них не заботятся.

Оставшихся без попечения родителей детей именуют социальными сиротами. К сожалению, таких более 80 %.

Как оформить статус ребенка, утратившего опеку

Очевидно, что маленький гражданин не самостоятельно заявляется в уполномоченные органы для установления статуса. Это процесс регламентирован Приказом Минобрнауки России от 17.02.2015 N 101.

Алгоритм действий таков.

  • выявление факта оставления малыша без присмотра. Сигнал об обнаружении таких детишек поступает в органы опеки и попечительства из организаций образования, медицины, социальных служб, жилищных органов, просто от неравнодушных граждан, например, соседей;
  • опекунские службы в течение 3 дней проводят расследование исразу же обеспечивают  временное жизнеустройство малютки: в больницу, приют, иное учреждение соцзащиты;
  • первичная информация вносится в государственный банк данных.  Статус оставшегося без попечения присваивается тотчас, когда установлен соответствующий факт;
  • в течение месяца органы опеки обязаны устроить ребенка;
  • каждый этап работы заносится в журнал, а информация направляется в единую базу данных.

Сведениями федерального банка могут бесплатно воспользоваться

кандидаты в усыновители.

Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения

Во времена СССР детские дома рассматривались как основная форма жизнеустройства малышей.

Сейчас в России упор делается на устройство  в семью и сокращение казенных организаций. Это представляется правильным, поскольку сочетание индивидуального подхода, заботы и человеческого тепла предпочтительнее для маленького гражданина.

Формы помещения малыша в семью установлены законом:

  • усыновление(удочерение) предполагает, что малыш становится родным, имеет фамилию новых родителей, ему могут поменять имя. Спрос с усыновителей такой же как с родивших дите матери и отца. Поэтому требования к ним прописаны досконально, а решение принимается только в судебном порядке. Претенденты должны быть: дееспособными, совершеннолетними, иметь разницу в возрасте с усыновленным более 16 лет, подтвердить отсутствие социально опасных заболеваний, иметь жилье и постоянный заработок. Дабы защитить созданную семью от посягательств бывших родственников существует тайна усыновления;
  • опека (дети от 0 до 14 лет), попечительство (от 14 до 18 лет). Данная форма обычно   применяется для случаев воспитания детишек ближайшими родственниками. Например, в случае трагической гибели родителей опекунство на детей оформляет бабушка. Опекуны следят за малюткой и его имуществом;
  • приемная семья. Приемными родителями работают по договору с опекунской службой, им выплачивается денежное вознаграждение. В этих семьях не допускается одновременное проживание более 8 малышей вместе с родными ребятишками. Опекаемый  обычно осознает, что он не родной.
  • временный вариант для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — патронатная семья. В случае патроната опекунские обязательства возложены и на граждан, и на службы опеки. Эта форма не используется продолжительное время, например, до возвращения малыша в родную семью после устранения обстоятельств, послуживших причиной для его изъятия.

В последнее время начал развиваться такой вид устройства для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как детская деревня SOS. Их на сегодня всего 6.

Община располагается на обособленной территории и проживает большой дружной семьей, во главе которой стоит женщина, именуемая «матерью».

В деревне живут разновозрастные детишки, братья и сестры никогда не разделяются. Деятельность общин контролируется государством.

Регулирующий орган

Органы, решающие проблемы выявления и устройства детишек, имеющих статус сироты — это службы опеки. Указанная работа отнесена к полномочиям регионов, последние обычно своими законами передают функции в муниципалитеты.

Опека осуществляет учет ребятишек, оформляет попечительство, контролирует полноту реализации обязательств в приемных семьях.

Эти службы отвечают и за формирование сведений, находящихся в федеральном банке данных сирот, сотрудничают с социальной защитой, образованием и здравоохранением.

Социальная защита и права детей-сирот

Предусмотрен целый блок социальных привилегий для сирот и ребятишек без попечения.

Гарантии права на образование

Указанная категория имеет право на:

  • бесплатное профессиональное образование (в том числе и второе), прохождение подготовительных курсов;
  • зачисление на полное государственное обеспечение детей сирот в муниципальной или государственной организации любого уровня;
  • повышенный на 50% размер стипендии в федеральном учреждении. Таким ребятам по сиротству выплачивается пособие на учебники;
  • несовершеннолетние после окончания общеобразовательной школы должны быть обеспечены одеждой и обувью.Имеют право на разовое денежное пособие.

Студентам гарантирован бесплатный проезд 1 раз в году к месту обучения (туда и обратно), в том числе сиротам, находящимся на полном государственном обеспечении.

Гарантии прав на имущество и жилое помещение

За сиротами резервируется имеющееся жилье на весь период обучения, пребывания в детском доме, службы армии или нахождения в заключении.

Детям без жилья органы исполнительной власти по окончании учебы должны дать квартиру вне очереди. На первом этапе – предоставления сиротам жилья на условиях договора найма в специализированном фонде, а через 5 лет-соглашения о социальном найме.

Включают в список на получение жилья совершеннолетнего сироту в возрасте от 18 до 23 лет, но снят он будет только после получения квартиры, дома или жилищного сертификата.

Определены требования к жилью для детей сирот — оно должно соответствовать установленным нормам площади, быть пригодным для проживания.

Защита имущественных прав сирот закреплена и нормой о невозможности отчуждения его жилья опекуном, в дальнейшем сделка будет признана ничтожной.

Гарантии прав на медицинское обеспечение

Охрана здоровья сирот осуществляется путем оказания на безвозмездной основе медицинской помощи, профилактических осмотров и лечения. Бесплатно проводится освидетельствование в случае передачи малыша приемным родителям.

Если нужно, документы направляются в Минздрав РФ для дообследования и прохождения лечения в клиниках федерального уровня.

В особом порядке в качестве дополнительных гарантий для детей сирот в соответствии с нормативными актами регионального уровня осуществляется наблюдение за детьми, рожденными от ВИЧ-инфицированной мамы.

Гарантии права на труд

При обращении лиц данной категории от 14 до 18 лет за трудоустройством им гарантировано прохождение тестирование на выявление предпочтений для трудоустройства с учетом состояния здоровья.

Если сироте присвоен статус безработного, ему платится пособие в размере средней зарплаты в регионе проживания на срок до 6 месяцев. В течение полугода гражданина обязаны трудоустроить.

При проведении по месту работы сокращения, работодатель обеспечивает переобучение и дальнейшее устройство на работу лиц из числа  сирот в другой организации.

Право на судебную защиту

Особенностью применительно к детям-сиротам является возможность обращения в суд от их имени опекунов или других представителей, а также прокурора в случае обнаружения фактов нарушения установленных прав.Кроме того, закреплено право детей, оставшихся без попечения родителей на бесплатную юридическую помощь.

Источник: https://opekarf.ru/sirotam/deti-siroty

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.