Льготы в литве репрессированным

Содержание

Литовское гражданство репрессированным, сосланным из Литвы. Двойное гражданство в Литве

Льготы в литве репрессированным

Двойное гражданство в Литве человек может иметь только в некоторых случаях, предвиденных законом.

Одно из обстоятельств, позволяющих человеку быть гражданином Литвы и другой страны, является репреcсия (ссылка) человека или его членов семьи из Литвы до 11 марта 1990 г.

, также при этом наличие литовского гражданства до 15 июня 1940 г.

(лицо или его родители, или один из них, или бабушка, дедушка, или один из них, или прадедушка, прабабушка, или один из них должны были иметь литовское гражданство до 15 июня 1940 года). 

В части 2 и 4 статьи 7 Закона о гражданстве Литовской Республики предвидено, что человек может иметь гражданство Литвы и другой страны (двойное гражданство), если:

Человек был сослан из оккупированной Литвы до 11 марта 1990 г. и приобрёл гражданство другой страны (2 часть статьи 7 Закона о гражданстве Литовской Республики); или

Человек является наследником лица, сосланного из Литвы до 11 марта 1990 г (часть 4 статьи 7 Закона о гражданстве Литовской Республики).

Человек, сосланный из оккупированной Литвы до 11 марта 1990 г. – является человек, имевший литовское гражданство до 15 июня 1940 г. или его наследник, которые с 15 июня 1940 г. до 11 марта 1990 г.

институциями оккупационного режима или по решению суда были насильно сосланы из Литвы из – за сопротивления оккупационному режиму, также политических, социальных мотивов или мотивов происхождения.

 

При наличии вышеуказанных фактов (факта репреcсии, ссылки человека или членов его семьи из Литвы и наличии литовского гражданства до 15 июня 1940 г.

), также документов, доказывающих эти факты, человек имеет право восстановить литовское гражданство не отказываясь от имеемого.

Прошение восстановить литовское гражданство и другие документы подаются министру внутренних дел через в законе указанные институции.

Для восстановления литовского гражданства при наличии факта репрессии, ссылки из Литвы, подаются следующие документы:

1. Прошение восстановить литовское гражданство. Законом установленной формы и подготовленное на литовском языке.

2. Паспорт, его копия;

3. Документы, подтверждающие факт, что человек имел литовское гражданство до 15 июня 1940 г. или является наследником лица, имевшего литовское гражданство до 15 июня 1940 г.

4. Документы, подтверждающие наличие условии, предвиденных в части 2 и части 4 статьи 7 Закона о гражданстве Литовской Республики, в том случае, если человек является гражданином другой страны.  

5. Документы, подтверждающие изменение имени и фамилии человека, если эти данные менялись.

К прошению восстановить литовское гражданство прилагаемые документы должны быть переведены на литовский язык, если они составлены не на литовском языке. Копии документов заверены нотариусом.

Документы, выданные институциями зарубежных стран, должны быть легализированы в законом установленном порядке или подтверждены Apostille, если в международных договорах Литовской Республики или актах Евро Союза не предвидено иначе.  

Документами, подтверждающими, что человек имел литовское гражданство до 15 июня 1940 г., являются:

  1. Паспорта Литовской Республики, выданные до 15 июня 1940 г.;
  2. Документы, подтверждающие службу человека  в литовской армии или на государственной службе;
  3. Свидетельства о рождении или другие документы, в которых указывается литовское гражданство;
  4. Свидетельства, выданные до 15 июня 1940 г. в Литве или свидетельства, выданные по документам, выданным до 15 июня 1940 г.

Если вышеуказанных документов нет, документы об учёбе, работе, жизни в Литве до 15 июня 1940 г., другие документы.

Документами, подтверждающими факт репрессии, ссылки могут быть справки министерства внутренних дел Литвы, архива, других институции, другие документы, подтверждающие, что человек или члены его семьи были высланы из Литвы на спецпоселение с 15 июня 1940 г. до 11 марта 1990 г.

Если указанных документов, подтверждающих, что человек имел литовское гражданство до 15 июня 1940 г. или подтверждающих факт репрессии, ссылки из Литвы нет, их выписки или справки о их существовании, или существовании выше указанных фактов можно получить из архивов Литвы и других компетентных институции.

Прошение восстановить литовское гражданство и прилагаемые документы должны быть рассмотрены и решение принято не позднее чем за 6 месяцев после получения прошения восстановить литовское гражданство Миграционным департаментом Литвы.

Исторические факты:

Cсылки в  Литве производились с 1940 до 1953 года.

До 14 июня 1941 г. 3 500 человек было сослано из Литвы. 

14-18 июня 1941 г. из Литвы сослано 17 500 человек.

1945-1953 году из Литвы сослано более 118 000 человек.

1944-1953 году 186 000 граждан Литвы были арестованы и заключены. 142 000 заключены в лагерях.

Всего в  1940 – 1953 годы из Литвы сослано 280 000 человек.

MIGRATION LAW CENTER 

Если у Вас есть вопросы о гражданстве Литвы или Вас интересует предоставление большей информации, или нужна помощь, пожалуйса, обращайтесь по эл. почте: info@migration.lt или тел.: +370 61861886, +370 68563053. Мы будем рады помочь Вам.

Источник: https://www.migration.lt/%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC-%D1%81%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC-%D0%B8%D0%B7-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B2%D1%8B-%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%B2-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B5

Зов Вильнюса: как литовские власти собираются возвращать соотечественников из России

Льготы в литве репрессированным

В парламенте Литвы готовится законопроект о репатриации соотечественников. Речь идёт о возвращении в страну литовцев, а также лиц, имеющих исторические связи с республикой.

Если документ вступит в силу, репатрианты смогут рассчитывать на поддержку государства. Основная ставка делается на соотечественников из России, Средней Азии и Венесуэлы.

Однако эксперты сомневаются, что программа переселения даст свои плоды — без структурных перемен в экономике остановить сокращение населения в Литве будет непросто.

На рассмотрение парламентских комитетов Сейма Литовской Республики поступил законопроект о репатриации. Ранее документ был одобрен парламентом в первом чтении.

Проект закона, разработанного консерватором, членом литовской парламентской Комиссии по вопросам миграции Кястутисом Масюлисом, предполагает привлечение в страну исторически связанных с Литвой людей, которые смогут рассчитывать на помощь государства. Планируется, что репатрианты будут получать поддержку в переселении, обустройстве и интеграции.

  • Заседание литовского Сейма
  • Reuters

Автор законопроекта ссылается на опыт Израиля и Ирландии, говоря о запустении регионов Литвы. Отток населения, демографический спад — для Литовской Республики это глобальная проблема, с которой государство не может справиться, подчеркнул парламентарий.  

Депутат признаётся, что не рассчитывает вернуть на родину соотечественников, уехавших в такие страны, как Германия, Швеция или Норвегия. Главным образом ставка делается на Среднюю Азию, Россию и Венесуэлу.

Условиями для получения финансовой помощи должны стать исторические связи с Литвой или же наличие заслуг перед республикой.

Литовское гражданство не является критерием для получения поддержки при переселении в Литву, равно как и этническая принадлежность.

Наряду с литовцами, льготы предусмотрены и для лиц нелитовского происхождения, имеющих с Литвой исторические связи, представляющие или защищающие интересы республики.

«Этот закон подтолкнёт правительство к действиям. Израиль, успешно поощряющий иммиграцию евреев, свою политику обосновывает Законом о возвращении, принятым в 1950 году. Это подходящий пример для Литвы», — полагает Масюлис.

Для поддержки репатриантов в стране планируется создать специальную службу, которая будет работать в режиме «одного окна».

  • Литовские иммигранты в Великобритании
  • © exhibits.lafayette.edu

Как подчёркивает автор документа, за последнюю четверть века население Литвы сократилось с 3,7 до 2,8 млн, при этом в мире проживает более 4 млн людей с литовскими корнями. Вернувшись на историческую родину, они с лихвой покроют затраты на их обустройство, считает Масюлис.

«Волны возвращения»

О возвращении в Литву соотечественников мечтает и президент республики Даля Грибаускайте. Об этом она заявила в интервью гостелерадиовещателю LRT.

«Если останется хоть один литовец — будет Литва. Пожелаю нам всем, чтобы через двадцать лет мы так же, как сейчас, обсуждали волны эмиграции, обсуждали волны возвращения», — заявила Грибаускайте.

  • Президент Литвы Даля Грибаускайте
  • Reuters

Из-за массовой убыли населения избирательная комиссия (ГИК) Литвы планирует к 2022 году поменять границы избирательных округов. В опубликованном комиссией исследовании говорится, что к этому времени численность населения республики может сократиться ещё на 5,43% — до 2,69 млн человек.

Отток населения за рубеж продолжает набирать обороты: например, по данным литовского Департамента статистики, за первое полугодие 2017 года из страны убыло на 33% больше жителей, чем за аналогичный период предыдущего года, — 31,7 тыс. человек. В основном граждане покидают страну по экономическим соображениям.

В стране сохраняется высокий уровень безработицы: в 2016 году этот показатель составил 8,2%, в 2017 году — 7%. Средняя зарплата в Литве — около 700 евро, пенсии — примерно 270 евро.

В Литве фиксируется достаточно высокая инфляция, опережающая средние европейские показатели. По данным Eurostat, согласованная годовая инфляция в Литве на сентябрь 2017 года составила 4,6%. Средняя инфляция по странам еврозоны за этот период — 1,5%.

При этом стоимость многих товаров и услуг в Литве уже сравнялась со средними по ЕС, считают экономисты. 

Также по теме

Казармы вместо школ: для чего Литва опережает рекомендации НАТО по наращиванию оборонных расходов

В Литве разгораются споры о бюджете страны на 2018 год. По предварительным данным, на военные нужды планируется направить порядка €900…

Между тем власти Литвы уделяют повышенное внимание не столько решению социально-экономических проблем, сколько вопросам обороны.

Как заявила министр финансов республики Раса Будбяргите, обязательства Вильнюса перед НАТО по наращиванию военных расходов являются «очень важным приоритетом».

Бюджетом на 2017 год было предусмотрено выделение на нужды амии €793 млн (на €149,2 млн больше, чем в 2016 году), что составило 1,8% ВВП. В бюджете на 2018 год, одобренном Сеймом, на военные расходы предусмотрена сумма в размере 2% ВВП.

При этом на социальные нужды Литва тратит средств меньше, чем её партнёры по Евросоюзу. К примеру, по данным за 2014 год, социальная сфера получила ассигнования в размере 14,7% ВВП. В среднем же по Евросоюзу эти расходы составили за аналогичный период 28,7% от ВВП.

Впрочем, следует отметить, что в Литве отмечается рост промышленного производства — за 2016 год этот показатель вырос на 3,3%, по данным CIA World Factbook.

Что интересно, в республике складывается парадоксальная ситуация: на фоне достаточно высокой безработицы многие предприятия сталкиваются с нехваткой квалифицированных специалистов, многие из которых эмигрировали из страны.

«Экономика Литвы особенно не развивается, она находится на периферии и не очень привлекательна для инвесторов. Поэтому народ и уезжает», — отметил в интервью RT заведующий Центром постсоветских исследований Института экономики РАН Леонид Вардомский.

Такой же точки зрения придерживается и президент Ассоциации граждан России, постоянно проживающих в Литве, Сергей Резник. Как пояснил эксперт в интервью RT, у каждого жителя страны есть множество знакомых, которые эмигрировали за рубеж.

  • Деревня Европа, 40 км от Вильнюса
  • AFP

«Чтобы остановить отток населения, нужно сделать так, чтобы людям не приходилось искать кусок хлеба за рубежом, — заявил Резник. — Заводов нет, сельское хозяйство, когда-то одно из лучших в Европе, находится в удручающем положении.

По весне Литва очень красива: много полей покрыты цветущими одуванчиками, сплошное море одуванчиков! Этот контраст особенно заметен при въезде в Белоруссию — там все поля засеяны.

Когда я разговаривал с жителями литовских деревень, мне говорили: «Хоть бы опять русские пришли»!»

Декоративные меры  

Исправить ситуацию с помощью одного лишь закона о репатриации вряд ли получится, считают эксперты. Примером может служить опыт соседней Латвии, где похожий документ был принят в 2016 году.

Согласно закону, получить статус репатрианта может либо гражданин Латвии, либо лицо, имеющее по прямой восходящей линии в роду этнических латышей или ливов (малочисленный прибалтийско-финский народ. — RT), покинувшее страну до 4 мая 1990 года.

Инициатива, рассматриваемая в Литве, отличается от этого закона в первую очередь тем, что право на репатриацию может быть предоставлено не только этническим литовцам. 

Также следует отметить, что Литва — единственная из прибалтийских стран, выполнившая после провозглашения независимости обещание по предоставлению гражданства русским жителям.

Поэтому проблемы «неграждан» в Литве нет, в отличие от Латвии. Да и численность этнических русских в Литве сравнительно невелика: по данным на 2012 год, в республике проживало 171 100 русских (5,3%).

При этом русский язык пользуется в стране большой популярностью. 

Также по теме

«Поезд ушёл»: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Для морского сообщения основной территории России с Калининградом планируется построить три больших парома. Предварительная цена…

По данным опроса, проведённого в 2011 году Институтом литовского языка и Университетом Витаутаса Великого, свыше 40% всех жителей республики в той или иной степени используют русский язык в повседневном обиходе.

Власти Литвы проводят по отношению к русскому языку дискриминационную политику.

В стране поэтапно закрываются школы с обучением на русском — в мае 2017 года в Вильнюсе состоялись акции протеста учеников и преподавателей.

Эксперты сомневаются, что русские или литовцы, покинувшие ранее Литву, захотят вернуться в республику. Проведённые раннее опросы показали, что процент родителей, связывающих будущее своих детей с эмиграцией, выше всего среди русских. Следует напомнить, что, по данным переписи 2010 года, в России проживает около 31 тыс. литовцев.

При этом ранее в Литве была запущена специальная программа по привлечению молодых специалистов в страну Work in Lithuania. Инициатива исходила от главы государства Дали Грибаускайте.  

Возвращению бывших эмигрантов в Литву мешают не только экономические факторы, но и разность менталитетов, считает Резник. В итоге рассчитывать на активный приток соотечественников в страну не приходится.

«Были случаи, когда жившие издавна в России литовцы возвращались в Литву, но они потом признавались, что уже не могут здесь жить, говорят, «масштаб не тот», — рассказал эксперт.

Острота проблемы, по мнению Резника, отодвинула на второй план антироссийскую риторику. Эксперт привёл в пример недавний съезд правоцентристской литовской партии «Порядок и справедливость», где он присутствовал в качестве стороннего наблюдателя.

«Я ожидал услышать антироссийскую риторику. Но удивительное дело — про Россию на этот раз не было сказано ни слова, ни намёка: все ораторы говорили об эмиграции из Литвы как о самом серьёзном вызове для страны», — отметил Резник.

Однако без структурных перемен в экономике, считает Вардомский, остановить депопуляцию в Литве невозможно.

«Видимо, рассчитывают на каких-то обрусевших литовцев, предложив им гражданство Литвы и ЕС. Но вряд ли возвращение примет хоть сколько-то массовый характер.

Скорее всего, речь будет идти о десятках, в лучшем случае сотнях человек. Израиль в своё время тоже привлекал людей, но у него было больше оснований.

Программа логичная, но вряд ли она возымеет тот эффект, на который рассчитана», — подвёл итог эксперт.

Источник: https://russian.rt.com/ussr/article/462077-litva-migracia-zakon-krizis

Хроника дня. Бесплатные визы в Литву, немецкие санкции и суды над участниками «Марша пенсионеров»

Льготы в литве репрессированным

Политическая активность в Беларуси продолжается, а к ней подтягиваются и новые события. Итак, рассказываем о них по порядку.

Сегодня в МИДе ФРГ заявили, что могут расширить санкции против Беларуси, «если Лукашенко и его сторонники не уступят».

В то же время правозащитники рассказывают о судах над участниками «Марша пенсионеров», а спортсменам, подписавшим письмо за новые выборы, не продлевают контракты. Подробности — чуть ниже.

Обвиняемого по уголовной статье «Массовые беспорядки» отпустили под подписку

Лишенный регистрации в Беларуси центр «Вясна» сообщает, что вчера спустя три месяца вышел из-под стражи Олег Мозгов, который обвиняется по ст. 293 («Массовые беспорядки»). Он остается в статусе обвиняемого, но мера пресечения изменена на подписку о невыезде и надлежащем поведении.

«Вясна» сообщает, что до задержания Мозгов работал в Минске фитнес-тренером, занимался боксом. Был задержан 1 сентября за участие в митинге 9 августа. Правозащитники считают его политзаключенным.

Литва бесплатно даст визы репрессированным белорусам

Кабинет министров Литвы подтвердил подготовленные МИДом изменения. Ими определено, что сборы за национальные визы не будут взиматься, если с такой просьбой обратится «литовское ведомство и зарегистрированная в Литве неправительственная организация, действующая на стороне демократического развития», пишет Delfi, ссылаясь на правительство.

В МИД отметили, что это нужно в связи с тем, что «в Беларуси после выборов президента 9 августа сложилась непростая ситуация из-за применения властями насилия и имеющих место нарушений прав человека».

По данным литовского Департамента по миграции, с 21 сентября по 1 декабря выдано 1354 визы для приезда граждан Беларуси в Литву по гуманитарным причинам. Всего же за это время белорусам выдано 5696 национальных виз, большая часть — для работы.

Мид фрг: если лукашенко и его сторонники не уступят, мы расширим санкции против беларуси

По словам главы МИДа Германии Хайко Мааса, «кризис последних месяцев коренным образом изменил Беларусь: рушится старая система — растет новая Беларусь», в этой связи «нас всех объединяет то, что мы хотим помочь этой новой Беларуси прорваться». Об этом он сказал во время «Минского форума».

Однако есть «человек, который отказывается от диалога и сажает в тюрьму тысячи ни в чем не повинных белорусов», сказал глава МИДа Германии.

Маас также пообещал экс-кандидату в президенты Беларуси Светлане Тихановской поддержку «Германии и Европы».

Волонтеры сообщают о судах над участниками «Марша пенсионеров»

В Telegram-канале «Списки задержанных» волонтеры продолжают публиковать судебные отчеты. Среди прочих там появилась информация о судах над задержанными участниками «Марша пенсионеров». Согласно отчетам судьи назначают участникам наказание в виде штрафов в размере от 15 до 30 базовых величин.

Спортсменам не продлевают контракты

Сегодня издание «Трибуна» сообщило, что диагональный сборной Беларуси Артур Удрис получил уведомление о том, что РЦОП по игровым видам спорта не продлевает с ним контракт. Контракт со спортсменом действует до 31 декабря 2020 года. Ранее Удрис сам отказался играть за сборную Беларуси. Кроме него, выступать за сборную отказались Вячеслав Шмат, Андрей Радюк и Сергей Антонович.

В том числе не продлевают контракт члену сборной Беларуси по греко-римской борьбе, серебряному призеру чемпионата Европы Никите Климовичу. Об этом сообщает Свободное объединение спортсменов:⠀

«Ему предлагали поменять свою позицию, однако спортсмен отказался это делать. После этого его уведомили о том, что его контракт, который заканчивается в конце года, продлен не будет», — говорится в посте в Instagram.

Отчет по пыткам в Беларуси

Международный комитет по расследованию пыток в Беларуси подготовил второй промежуточный отчет, он касается применения пыток и негуманного обращения в отношении задержанных граждан в период с сентября по ноябрь 2020-го. В отчете описываются основные задокументированные тенденции в обращении с задержанными и заключенными. Подробно с докладом можно ознакомиться здесь.

Воскресенский рассказал о проекте политической амнистии

Юрий Воскресенский хочет предложить Всебелорусскому народному собранию проект политической амнистии, об этом он рассказал в программе «ОбъективНо» на ОНТ.

— Мы будем обращаться к Всебелорусскому народному собранию с такой инициативой, чтобы оно поддержало и обратилось в Палату представителей, Совет Республики и к президенту с идеей политической амнистии для тех, кого сейчас называют политзаключенными. Это та перезагрузка, которую от нас ожидает часть общества, — сказал он.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Источник: https://people.onliner.by/2020/12/02/xronika-dnya-sreda

Заложники политики: о реабилитации жертв сталинских репрессий в странах Балтии

Льготы в литве репрессированным

Литва, Латвия и Эстония стали одними из первых бывших республик СССР, которые начали проводить процедуру реабилитации граждан, репрессированных в сталинское время. Однако, как отмечают эксперты, сегодня к этой проблемы в странах Балтии подходят неоднозначно.

Жертвы чиновничьего формализма

Наиболее просто и быстро процесс реабилитации репрессированных в годы советской власти прошел в Эстонии, заметил в интервью DW профессор политический исследований Тартуского университета Велло Петтай.

При этом здесь, к некоторому разочарованию историков, ратующих за увековечение памяти жертв репрессий, не было никакой большой специальной кампании, а сам процесс вручения свидетельств о реабилитации проходит буднично – их едва ли не высылают по почте.

Велло Петтай

В 2001 году благодаря участию первого после восстановления суверенитета Эстонии президента Леннарта Мери, который сам пострадал от репрессий, наблюдался временный всплеск интереса к теме реабилитации жертв советской репрессивной машины.

Сегодня исследователи вновь пытаются привлечь большее внимание к этой проблеме.

В частности, отмечает председатель правления международного общества “Мемориал” Арсений Рогинский, нужно восстановить историческую справедливость в отношении эстонцев, проживавших на территории СССР до 1940 года и репрессированных.

На исторической родине эту категорию граждан не спешат реабилитировать, считая, что это должна сделать Россия. В России в свою очередь не торопятся заниматься реабилитацией эстонцев, ориентируясь исключительно на этническую принадлежность репрессированных. Круг замыкается, а пострадавшими в итоге оказываются все те же репрессированные люди, большинство которых уже умерли.

Политическийинтерес

В Литве, напротив, теме реабилитации репрессированных сегодня отводится особое место.

Как рассказал Велло Петтай, в Вильнюсе открыт музей памяти жертв репрессий, работает специальная комиссия по люстрации и регулярно проводится торжественное вручение новых свидетельств о реабилитации.

Более того, в настоящее время в стране создана инициативная группа, которая готовит материалы для того, чтобы потребовать компенсации от России за репрессии советского периода.

На самом деле, как считает Велло Петтай, дискуссии на тему реабилитации граждан Литвы, репрессированных в годы советской власти, сегодня приобрели чисто политическую окраску.

По мнению эксперта, эту тему в своих целях используют консерваторы и националисты Литвы.

С их подачи вопрос отношения к литовцам, воевавшим на стороне Германии, до сих пор периодически появляется в повестке дня, отмечает Велло Петтай.

В частности, сегодня идут дискуссии о необходимости реабилитации тех людей, которые были замечены в гитлеровской армии в период с 1941 по 1943 год, в период немецкой оккупации Литвы.

Ранее, по словам эксперта, было решено реабилитировать всех воевавших на стороне Германии после 1943 года, то есть в момент подъема литовского движения сопротивления.

Считалось, что все они боролись за независимость Литвы против оккупации страны Советским Союзом.

Искаженное восприятие

Непростая ситуация сложилась в Латвии. По словам научного сотрудника Латвийского университета Ольги Процевска, в начале процесса реабилитации в Латвии русское население страны сыграло ведущую роль. Русская община в середине 80-х годов собирала первые митинги, касающиеся темы репрессий. Сегодня же, считает эксперт, в официальной оценке событий 1940-50 годов наблюдается перекос.

Местные политики, по словам Ольги Процевска, называют репрессии советского периода не иначе, как “геноцидом латышей”.

На самом деле, подчеркивает исследователь, во время депортации 1941 года сильнее всего пострадали еврейская и русская общины Латвии.

А в 1949 году латышей репрессировали хоть и больше других, но это были репрессии по социальному признаку, а не по этническому. То есть говорить о геноциде некорректно, уверена Ольга Процевска.

По ее мнению, заниматься реабилитацией репрессированных и увековечением их памяти сегодня важно и нужно, хотя бы уже потому что в Латвии есть силы, которые если и не отрицают сам факт репрессий, то допускают подобные перекосы при их оценке. Более того, считает научный сотрудник Латвийского университета, сегодня назрела необходимость в новой кампании по реабилитации, которую нужно провести по отношению к не гражданам Латвии.

К ним ученый относит этнических русских, которые приехали в Латвию в советский период и остались там, так и не сумев получить гражданство.

По мнению Ольги Процевска, то, как латыши относятся сегодня к русскому населению страны, отчасти напоминает притеснения по этническому признаку.

“Я бы не назвала это репрессиями, но очевидно отчуждение русского населения и серьезное ущемление его в правах”, – отметила эксперт в интервью DW.

Источник: https://www.dw.com/ru/%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%BE-%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9-%D0%B2-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%85-%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D0%B8/a-17979005

Про ГУЛАГ, репрессии НКВД и оккупацию стран Прибалтики

Льготы в литве репрессированным

За последние 20-30 лет в учебниках и книгах по истории не только стран Прибалтики, но и стран Европы, СНГ и России (смотрите многие периодические издания), отложился миф о сугубо огромном количестве репрессированных, расстрелянных, о многих миллионах погибших душ от кровавых рук НКВД и Сталина. Так называемые — «миллион расстрелянных лично Сталиным» и убитых «кровавым топором НКВД». Данные утверждения и цифры берутся непонятно из каких источников, учитывая тот факт, что в последнее время все больше и больше архивных документов становятся доступны для обывателей и историков, гриф секретности снимается и можно получить точные цифры о количестве репрессированных и жертв тех  тяжелых лет. К тому же — наглядными становятся и приговоры, ведь репрессирован человек был не за просто так, для многих случаев была весьма весомая причина.

Демонстрация в Латвии с требованием присоединить Латвию к СССР

Миф о масштабе репрессий в Прибалтике

После присоединения республик Прибалтики к СССР сотрудники НКВД начали арестовывать и

ссылать в Гулаг обычных крестьян. Количество сосланных людей составляло более 100 тысяч.

Происходили эти массовые аресты потому, что главной задачей для органов НКВД являлось

обеспечение государственной безопасности. Во вновь присоединенных республиках появилось

множество потенциально опасных людей, крайне недовольных присоединением к СССР. Более

того, недовольством они не ограничивались, а вели достаточно враждебную деятельность на

территории СССР. Выделенное из состава НКВД новое министерство НКГБ отмечало рост

бандитизма, увеличение числа терактов, направленных на уничтожение представителей

советской власти и сочувствовавшего им населения. Вышедшие из подполья, после начала

войны, враги СССР были организованы, вооружены и многочисленны, так как вся подготовка

происходила до начала войны.

Советские органы, отвечающие за безопасность внутри страны, подошли к вопросу о

присоединении Прибалтики довольно взвешено. Вплоть до весны 1941 года оперативная

деятельность сводилась к сбору и анализу информации, выявлению потенциально опасных

лиц. В этом же году, 16 мая, ЦК ВКПБ и СНК СССР издали постановление, в котором говорилось о

том, что необходимо выселить всех инакомыслящих людей из прибалтийских республик,

западной Украины, Западной Белоруссии и Молдавии.

Демонстрация в Таллине после присоединения Эстонии к СССР

 Сколько действительно было репрессировано Сталиным в Прибалтике?

Отличительная черта социализма — это тотальный учет и контроль, поэтому известно точное

количество всех  арестованных и подвергшихся выселению из Прибалтийских республик людей.

№ 2288/М в ЦК ВКП (б), СНК СССР и НКВД СССР об итогах операции по уничтожению

антисоветского, уголовного и социально опасного элемента в Литве, Латвии и Эстонии.

17 июня 1941 г.

Подведены окончательные итоги по исполнению постановления по аресту и выселению

антисоветского, уголовного и социально опасного элемента из Литовской, Латвийской и

Эстонской ССР.

По Литве: подверглось заключению 5663 человека, подверглось переселению 10186 человек, в

итоге подверглось наказанию 15849 человек.

По Латвии: подверглось аресту 5624 человек, подверглось переселению 9547 человек, всего

подверглось наказанию 15171 человек.

По Эстонии: подверглось аресту 3179 человек, подверглось переселению 5979 человек, всего

подверглось наказанию 9158 человек.

Общее количество по всем трем республикам: подверглось аресту 14468 человек, подверглось

депортации 25712 человек, всего подверглось наказанию 40 179-человек.

Так же по трем республикам:

1) лиц, активно участвующих в контрреволюционных и националистических организациях

подверглось аресту — 5421 человек, подверглось переселению членов их семей — 11 039

человек;

2) бывших сотрудников охраны правопорядка, тюремщиков подверглось аресту — 1604

человека, подверглось переселению членов их семей — 3241 человек;

3) бывших крупных помещиков, а так же фабрикантов и чиновников бывшего госаппарата

Литвы, Латвии и Эстонии подверглось заключению— 3237 человек, подверглось переселению

членов их семей — 7154 человека;

4) бывших офицеров польской, латвийской, литовской, эстонской и белой армий, не служивших

в территориальных корпусах и на которых имелись компрометирующие материалы,

подверглось аресту — 644 человека, подверглось переселению членов их семей — 1650

человек;

5) всех близких родственников, людей состоявших в контрреволюционных организациях,

осужденных к расстрелу, подверглось аресту— 28 человек, подверглось переселению — 464

человек;

6) лиц, прибывших из Германии в порядке репатриации, а также немцев, записавшихся на

репатриацию и по различным причинам не уехавших в Германию, в отношении которых

имеется черное досье, подверглось аресту — 58 человек, подверглось переселению — 109

человек;

7) беженцев из бывшей Польши, отказавшихся принять советское гражданство, подверглось

аресту— 338 человек, подверглось переселению — 1335 человек:

8) уголовного элемента подверглось аресту— 2167 человека;

9) женщин легкого поведения, которые прошли регистрацию в бывших полицейских органах

Литвы, Латвии и Эстонии, и которые продолжали заниматься проституцией, подверглось

выселению — 765 человек;

10) бывших офицеров литовской, латвийской и эстонской армий, служивших в

территориальных корпусах Красной Армии, на которых имелось черное досье, подверглось

аресту — 934 человека, в том числе: по Литве — 286 человек, по Латвии — 427 человека, по

Эстонии — 226 человека.

Из 14468 человек подвергшихся заключению — 2163 являлись настоящими преступниками, а

остальные же были арестованы по причине антисоветских взглядов и рассуждений.

Общее количество репрессированных людей составляло 1% от общего количества населения,

проживающего на территории республик.

Многих арестантов после суда казнили. В период с 1940-1941 года в Эстонии, расстрелу

подверглось 325 заключенных, а 185 из этого количества заключенных были подвергнуты казни

до начала войны 1941 года.

Основной массе заключенных была выдвинута высшая мера наказания — расстрел. За военные

преступления в ходе Гражданской войны были расстреляны — 42 человека. Одним из таких

преступников был военнослужащий из Эстонии, являвшийся кавалером креста свободы — Ханс

Педак. Он руководил подразделением, которое расстреливало плененных красноармейцев, в

период войны за независимость в Эстонии в 1919 году. Вторая по численности категория: 42

человека — аресты и казни коммунистов, провокаторская деятельность (напомню — членство в

коммунистической партии Эстонии каралась смертной казнью). Были и более банальные

причины, например: командир 42-го стрелкового полка 22-го Эстонского корпуса — Арвед Лаане.

Он был обвинен в хищении казенных денег суммой в 5000 крон, и попытке скрыться от

преследования. Арвед Лаан был арестован в ресторане.

Красная Армия вступает в столицу Латвии Ригу, 1940

Начало Великой Отечественной войны и немецкая оккупация Прибалтики

Наивно было бы полагать, что с приходом немецких войск и восстановлением, как это пишется в учебниках стран Балтии, своих государственно-административных органов под немецким протекторатом, все репрессии были закончены и Сталин, вместе со всем СССР, нанес колоссальный ущерб населению, экономике и идентитету Прибалтийским народам.

Для сравнения — только в Литве, после оккупации основной части страны немецкими войсками, за три дня 26-28 июня в результате действий вышедших из

подполья националистических организаций и присоединившихся к ним граждан было убито до

3 800 мирных граждан.

Вероятно источник, с которого взяты цифры Сталинских репрессий. Спросите — авторитетный?

Источник: http://vault8.pro/pro-gulag-repressii-nkvd-i-okkupatsiyu-stran-pribaltiki/

Мемориал – Законодательтсво Латвии о реабилитации жертв политических репрессий

Льготы в литве репрессированным

Закон Об определении статуса политически репрессированного лица для пострадавших от коммунистического и нацистского режимов

Раздел 1. Общие положения

Статья 1.

 Преступными признаются коммунистический и нацистский тоталитарные режимы и политические репрессии, которые были направлены этими режимами против граждан и постоянных жителей Латвии за их политические убеждения или политическую деятельность, за сопротивление тоталитарным режимам, за религиозные взгляды, за расовую или национальную принадлежность, за принадлежность к определенному классу или социальному слою общества, за работу по определенной профессии или за деятельность, которая не противоречила законам Латвийской Республики, за брак или родство с политически репрессированным лицом, за помощь политически преследуемым или репрессированным лицам.

Раздел 2. Определение статуса политически репрессированного лица для пострадавших от коммунистического режима

Статья 2.

 (1) Политически репрессированными коммунистическим режимом лицами признаются граждане Латвии и легально въехавшие в Латвию до 17 июня 1940 года и постоянно проживающие жители, а также потомки этих лиц (за исключением лиц, въехавших в Латвию в соответствии с Пактом о взаимной помощи Латвии и СССР от 5 октября 1939 года), латыши и ливы, репрессированные на территории Латвии или за ее пределами, а также постоянные жители Латвии, которые после 8 мая 1945 года были репрессированы на территории Латвии, если они в силу упомянутых в статье 1 настоящего закона причин в период времени до 21 августа 1991 года:

1) были убиты или умерли в результате репрессий;

2) были арестованы, заключены в тюрьмы, концентрационные, фильтрационные (проверочные) лагеря СССР и исправительно-трудовые лагеря или в принудительном порядке помещены в учреждения, где к ним применялись принудительные средства медицинского характера;

3) были высланы, поселены или перемещены с постоянного места жительства (за исключением лиц, которые были эвакуированы или перемещены из фронтовых поясов или территорий, находившихся под угрозой боевых действий, беженцев и подлежащих призыву на трудовую службу в военное время лиц), родились в ссылке или на поселении – если один из родителей или оба родителя были высланы или находились на поселении – после снятия родителей с учета в спецкомендатуре до того момента, когда было получено разрешение на возвращение в Латвию, но не позднее одного года со дня, когда родители были сняты с учета в спецкомендатуре.

(2) Положения части первой настоящей статьи не распространяются на лиц, которые участвовали в политических репрессиях коммунистического или нацистского режима.

Статья 3. (1) Политически репрессированным лицам выдается удостоверение политически репрессированного лица, если их соответствие статусу политически репрессированного лица удостоверено документами.

(2) Удостоверение политически репрессированного лица выдастся на основании:

1) удостоверения о реабилитации, выданного в соответствии с Законом Латвийской Республики «О реабилитации незаконно репрессированных граждан» от 3 августа 1990 года, указом Президиума Верховного Совета Латвийской ССР «О реабилитации граждан, высланных в сороковые и пятидесятые годы с территории Латвийской ССР» от 8 июня 1989 года и постановлением Совета Министров Латвийской ССР № 350 «О необоснованной административной высылке граждан из Латвийской ССР в 1949 году» от 2 ноября 1988 года:

2) выданного Министерством внутренних дел документа об административной высылке лица с территории Латвии или о его рождении в заключении, ссылке или на поселении за пределами территории Латвии;

3) выданных государственными архивами Латвии или архивами других государств документов о нахождении в фильтрационном (проверочном) лагере СССР или исправительно-трудовом лагере и заключения Комиссии по оценке преступлений тоталитарных режимов;

4) выданных прокуратурой документов о смерти лица в результате политических репрессий;

5) приговора суда Латвийской Республики о констатации факта политической репрессии и реабилитации в случаях, когда в государственных архивах Латвии или архивах других государств документы о факте политической репрессии не сохранились или вообще были уничтожены.

Раздел 3. Определение статуса политически репрессированного лица для пострадавших от нацистского режима

Статья 4.

 (1) Политически репрессированными нацистским режимом лицами признаются граждане Латвии и легально въехавшие в Латвию до 17 июня 1940 года и постоянно проживающие жители, а также потомки этих лиц (за исключением лиц, въехавших в Латвию в соответствии с Пактом о взаимной помощи Латвии и СССР от 5 октября 1939 года), если они в силу упомянутых в статье 1 настоящего закона причин в период времени с 22 июня 1941 года до 8 мая 1945 года на территории Латвии или за ее пределами:

1) были убиты или умерли в результате репрессий;

 2) были заключены в тюрьмы, гетто, концентрационные и исправительно-трудовые лагеря;

3) были поселены или перемещены с постоянного места жительства (за исключением лиц, которые были эвакуированы или перемещены из фронтовых поясов или территории, находившихся под угрозой боевых действий, беженцев и подлежащих призыву на трудовую службу в военное время лиц), родились на поселении, если один из родителей или оба родителя находились на поселении.

(2) Политически репрессированными нацистским режимом лицами признаются также постоянные жители Латвии, которые были репрессированы за национальную принадлежность.

(3) Политически репрессированными нацистским режимом лицами признаются все в то время несовершеннолетние лица, которые были заключены в тюрьмы или концентрационные лагеря на территории Латвии, за исключением тех лиц, которые были заключены за совершение уголовного преступления.

(4) Положения частей первой и второй настоящей статьи не распространяются на лиц, которые участвовали в политических репрессиях коммунистического и нацистского режима.

Статья 5. (1) Политически репрессированным лицам выдается удостоверение политически репрессированного лица, если их соответствие статусу политически репрессированного лица удостоверено документами.

(2) Удостоверение политически репрессированного лица выдастся на основании:

1) выданных государственными архивами Латвии или архивами или официальными государственными учреждениями других государств документов и заключения Комиссии по оценке преступлений тоталитарных режимов;

2) приговора суда Латвийской Республики о констатации факта политической репрессии в случаях, когда в государственных архивах Латвии или архивах других государств документы о факте политической репрессии не сохранились или вообще были уничтожены.

Раздел 4. Моральные и правовые гарантии государства политически репрессированным лицам

Статья 6. Права политически репрессированных лиц гарантирует государство.

Статья 7. Государство определило 25 марта и 14 июня днями памяти жертв коммунистического террора, 8 мая – днем разгрома нацизма и днем памяти жертв второй мировой войны, 4 июля – днем памяти геноцида евреев.

Статья 8. Государство обеспечивает историческое исследование судеб политически репрессированных лиц, а также создает места исторической памяти.

Статья 9. Государство обеспечивает восстановление прав политически репрессированных лиц в сфере гражданских, экономических и социальных прав согласно закону.

В соответствии с законодательными актами политически репрессированным лицам гарантируются льготы в предоставлении пенсии, а также бесплатное медицинское обслуживание и льготы по использованию общественного транспорта и услуг, по уплате налогов и пошлин.

Статья 10. (1) Структуры государства и самоуправлений и их должностные лица после получения заявлений политически репрессированных лиц, а также других заинтересованных лиц заботятся о том.

чтобы в установленном законом порядке были устранены последствия, вызванные созданными тоталитарными режимами ограничениями гражданских, экономических и социальных прав, возмещены нанесенные этими режимами материальные убытки, причиненный ими физический и моральный ущерб.

(2) Отказ структур и должностных лиц может быть обжалован в суде.

Раздел 5. Заключительные положения

Статья 11. (1) Статус политически репрессированного лица присваивают районный совет и дума республиканского города по месту жительства данного лица.

(2) Для предварительного рассмотрения представленных материалов создается комиссия, в которую включаются представители общественных организаций политически репрессированных лиц.

Статья 12. Для выполнения настоящего закона Кабинет министров издает правило, определяющее учет удостоверений политически репрессированных лиц, порядок их выдачи и использования, а также порядок учета политически репрессированных лиц в масштабе самоуправления и государства.

Правила перехода

1. Кабинет министров:

1) до 31 декабря 1995 года разрабатывает и утверждает новый образец удостоверения политически репрессированного лица, обеспечивает изготовление удостоверений и устанавливает срок, в течение которого должна быть осуществлена перерегистрация политически репрессированных лиц и до которого действительны удостоверения политически репрессированных лиц нынешнего образца;

2) устанавливает порядок компенсации расходов медицинских, транспортных, социальных и прочих учреждений и предприятий за оказанные политически репрессированным лицам услуги;

3) рассматривает вопрос о подготовке правовых актов или законопроектов по обеспечению возвращения собственности или ее компенсации лицам:

а) на которых были определены повышенные налоги и пошлины, после чего последовало лишение имущества, выселение из домов или квартир,

б) которые избежали репрессии – если готовившиеся против них политические репрессии документально доказаны;

4) на межгосударственных переговорах с Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германии, а также с привлечением США и Великобритании как государств–участников Ялтинской и Потсдамской конференций, решает вопрос о:

а) возмещении всех причиненных гражданам Латвийской Республики и постоянным жителям Латвии убытков н возвращении всех вывезенных из Латвии архивных материалов (включая архивные материалы Комитета Государственной безопасности Латвийской ССР) Латвийской Республике.

б) возмещении убытков, причиненных жителям других государств, которые в результате репрессий коммунистического и нацистского режимов оказались и продолжают постоянно проживать в Латвии, согласовав этот вопрос с теми государствами, из которых во время упомянутых режимов были перемещены или переместились данные жители.

2. В рамках установленной законом компетенции и своего бюджета самоуправления предоставляют политически репрессированным лицам льготы по уплате отдельных налогов и пошлин или при получении услуг.

3.

Со вступлением в силу настоящего закона утрачивают силу Закон «Об определении статуса политически репрессированного лица», постановление Верховного Совета «О применении и порядке вступления в силу Закона Латвийской Республики „Об определении статуса политически репрессированного лица“ (Зиньотайс, 1992, 22/23) и постановление Президиума Верховного Совета „О применении статей 2 и 4 Закона Латвийской Республики „Об определении статуса политически репрессированного лица“ от 13 мая 1992 года“ {Зиньотайс, 1993, 3/4).

Закон вступает в силу на следующий день после его провозглашения.

Закон принят Саэймом 12 апреля 1995 года.

Президент страны Г. Улманис 
Рига, 26 апреля 1995 года

«Диена», 26.04.1995

Источник: https://www.memo.ru/ru-ru/history-of-repressions-and-protest/rehabilitation/rehabilitation-law-lt/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.