Льготы в дополнительном образовании

Компенсация денег за образование ребенка в 2020 году

Льготы в дополнительном образовании

В нашей стране в соответствии с действующим законодательством граждане, являющиеся официальными плательщиками налога на доходы  (13%) имеют право получить ряд  льгот и вычетов. Среди них:

  • социальный вычет;
  • налоговый вычет.

Ко второму типу вычетов можно отнести компенсацию. Получаемую родителями за образование ребенка, близких родственников и самого себя.

В рамках данной статьи рассмотрим, какие налоговые вычеты положены  в качестве компенсации за образование детей в 2020 году.

Возврат НДФЛ за обучение детей: статья НК

В ст.219 НК РФ прописана возможность получить  компенсацию налогоплательщиком за оплату образовательных услуг детей.

Такая компенсация в виде возврата может быть получена безналичным способом путем денежного перевода на счета плательщика.

Компенсация не назначается автоматически, для ее получения налогоплательщик  должен обратиться в налоговую службу по месту  регистрации для того, чтобы подать заявление. Заявление подается дважды: на назначение компенсации (при этом собирается пакет требуемых документов), на перечисление денежных средств.

Другой процедурой является обращение непосредственно  в бухгалтерию по месту трудовой деятельности.  Если налоговая служба примет положительное  решение по такой заявке, то каждый месяц работник будет получать сумму компенсации вместе с заработной платой.  Сумма выплат будет происходит до тех пор, пока вся положенная компенсация не будет выплачена.

Основные критерии, которые предусмотрены для получения  компенсации:

  • вычет может быть применен только к той базе НДФЛ, которая соответствует заявленному года;
  • сумма компенсации не может превышать выплаты по НДФЛ;
  • компенсацию невозможно перенести на следующий год;
  • при появлении обстоятельств, лежащих в основе выплаты компенсации много раз, она также будет выплачиваться многократно.

         Важно! Главным условием для получение компенсации является деятельность самого учреждения. Оно должно быть официально зарегистрированным, а также иметь лицензию на ведение образовательной деятельности.

Сколько раз можно получить налоговый вычет за обучение ребенка

Сумма возмещения налога за обучение детей (в отличие от вычетов за недвижимость) не ограничена законом. Таким образом, если родитель платит за образование своих детей, он может вернуть часть потраченных денег один раз в год.

Например, можно  подать заявку на возврат подоходного налога за обучение ребенка в детском саду, на уроках развития, в школе (включая музыку, спорт, искусство), в старшей школе, на курсах (например, на английском языке), в учебных заведениях и университетах.

Чтобы получать налоговые компенсации, необходимо  соответствовать определенным условиям возврата подоходного налога на образование ребенка.

Что нужно для возврата налога за обучение ребенка

Прежде,  чем начать процесс  возмещения расходов на обучение ребенка, следует убедиться, что выполнены условия для получения компенсации. Среди таких условий можно назвать:

  1. в том году, в котором ребенок получил образование, родитель имел официальное трудоустройство и выплачивал подоходный налог (13%);
  2. нет ограничений в сроке исковой давности при получении компенсаций  за обучение детей;
  3. работник является родителем (или опекуном) ребенка;
  4. есть документы, собранные для получения возврата подоходного налога за обучение детей, которые подтверждают оплату услуг;
  5. организация, в которой учится ребенок, должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности;
  6. ограничением получения компенсации за образование ребенка является его возраст – до 24 лет;
  7. в случае дошкольного образования возможен только полный налоговый вычет;
  8. в ИФНС предоставлен весь пакет документов, необходимых  для получения вычета налога за обучение.

Можно ли получить налоговый вычет за обучение ребенка, если не работаешь

Налоговый вычет – это уменьшение налоговой базы при расчете налога на доходы граждан в размере 13%.

Если гражданин не работает, то подоходный налог не перечисляется в бюджет, а значит, нет никаких оснований для возмещения 13% суммы расходов за образование ребенка.

Таким образом, безработная мать ребенка, находящаяся  в декретном отпуске, не может требовать возмещения налога за образование своего ребенка.

Важно! В этой ситуации выход есть. Компенсацию может получить ближайший родственник (родитель, опекун) ребенка, который официально  трудоустроен и выплачивает подоходный налог в год оплаты образования.

Пример 1. Женщина ушла в декретный отпуск в 2020 году, но в 2018 году она оплатила учебу дочери. Поскольку мать работала и получала доход в течение 2018 года, в конце 2018 года женщина может собирать документы о возмещении налога на образование своего ребенка и оплачивать 13% своих расходов.

Кто может получить налоговый вычет за обучение ребенка

Лица, которым по закону разрешено подавать заявку на возврат средств  в виде компенсации за обучение ребенка:

  • оба родителя;
  • брад или сестра;
  • опекун или попечитель.

Важно! В отношении бабушки, дедушки, дяди и тети  такой возврат невозможен.

Возврат НДФЛ за обучение ребенка: срок давности

Право на налоговые вычеты за  образование ребенка может быть реализовано в течение предыдущих  3 лет. Каждый год для получения налоговых возвратов за обучение детей предоставляется отдельный комплект документов.

Налоговый вычет за обучение ребенка: до какого возраста

В соответствии с законом родители имеют право на возмещение подоходного налога за обучение ребенка в возрасте до 24 лет.

Есть возможность  получить налоговые льготы за обучение ребенка:

  • для дошкольника;
  • для студента;
  • для ребенка старше 18 лет (до 24 лет).

Источник: https://garant-konsult.com/kompensaciya-za-dopolnitelnoe-obuchenie-rebenka/

Льготы В Дополнительном Образовании

Льготы в дополнительном образовании

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Льготы В Дополнительном Образовании». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Распределение стипендиального фонда осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением. 1.6.

Например, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 6.02.04 г.

Перечень льгот для учителей в сельской местности

Федеральный закон № 273-ФЗ несколько изменяет подходы к правовому регулированию договорных отношений в сфере образования.

Федерального закона № 273-ФЗ, не предшествует возникновению образовательных отношений, а следовательно, не может являться обязательным, в отличие от случаев приема на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц, когда договор оказания платных образовательных услуг должен быть заключен до издания приказа о приеме, таким образом, такой договор обязателен.

Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право соответственно на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы, но не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Для справки предоставляются лицам, обучающимся в высших учебных заведениях по заочной и очно-заочной (вечерней) формам.

Отработала в сельской школе 24 года, проживаю в селе, на данный момент работаю в городе. Какими льготами я могу пользоваться?

Статья 12. Дополнительные льготы работникам системы образования

Работникам, занимающим должность профессора, выплачивается надбавка в размере 60 процентов к должностному окладу, работникам, занимающим должность доцента, — в размере 40 процентов.

При объединении школы и детского сада в образовательный комплекс сохраняются ли льготы работающим педагогам и педагогам, выходящим на льготную пенсию по педстажу?

Как и указанные ранее, данный вид льгот разделяется на федеральные и установленные муниципалитетами и регионами.

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю.

Социальные льготы в сфере образования в 2019 году

Закона на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет», во-первых, размещается общая информация о нем (устав, лицензия, свидетельство об аккредитации), а во-вторых, документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, а также документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе.

Нужно выходить на работу, чтобы содержать детей, себя.

Подскажите пожалуйста имеем ли мы преимущественное право? Поскольку порядок приема в ДОУ напрямую затрагивает права ребенка, он должен утверждаться учредителем заблаговременно, а также публиковаться в СМИ и сайте учредителя – управления, комитета образования или департамента. Порядок очередности приема льготников предусматривает прием внеочередников и первоочередников, а также льготников с преимущественным правом.

Зачисление осуществляется при условии предоставления всех документов, в том числе тех, которые подтверждают право на получение льготы.

Льготы при приеме ребенка в детский сад

Иные меры социальной поддержки могут быть установлены региональными законодательными актами, если местная администрация не отвечает вам устно, то направьте туда письменный запрос, на копии поставьте отметку о вручении, по закону они обязаны ответить в течение 30 дней, в случае просрочки жалуйтесь в прокуратуру.

Однако изменения в ст. 11 и в ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» так и не были внесены. С 1 сентября 2013 г. данный закон утрачивает силу в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», но и в нем нет упоминания об ответственности за предоставление таких документов.

Какие льготы в детский сад предусмотрены государством для отдельной категории граждан? Кто может воспользоваться льготами при поступлении в детский сад или при последующей оплате детского учреждения? В нашей статье Вы найдете ответы на множество интересующих вопросов в данной сфере.

В этой части возникает другой вопрос: будет ли, например, документ устанавливающий инвалидность, являться официальным документом, предоставляющим право? На наш взгляд, на этот вопрос следует ответить утвердительно, так как наличие такого документа является обязательным для поступления в высшее учебное заведение вне конкурса.

Важно знать, что именно федеральные льготы в детский сад действуют по все территории Российской Федерации.

Филиал, отделение или другое территориально обособленное структурное подразделение образовательного учреждения предоставляют потребителю также информацию о наличии у него доверенности на осуществление полностью или частично правомочий образовательного учреждения.

Предметом договора является совокупность действий, которые должна совершить одна сторона в пользу другой стороны.

Москвы от 26.05.2009 N 257 «О плате за обучение в детских школах искусств (музыкальных, художественных, хореографических и др.), подведомственных Департаменту культуры города Москвы).

Существуют ли какие-либо особые льготы для детей, которые не могут обучаться в ВУЗе наравне со всеми из-за необходимости проведения длительного лечения?

Да, для таких детей органами местного самоуправления организуются оздоровительные образовательные учреждения, включая организации санаторного типа. Имеется также возможность получения образования на дому.

Государство предусматривает льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим имущество в аренду образовательным учреждениям.

Продукция организаций, реализуемая образовательным учреждениям, при исчислении налогов приравнивается к товарам народного потребления.

Льготы при зачислении в детский сад урегулированы ст. 55, 65 Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — Закон № 273-ФЗ).

Предоставление льгот в сфере образования можно рассматривать как одно из направлений социальной политики государства, призванное оказать помощь социально незащищенным категориям населения в получении образования, которые, в свою очередь, желают реализовать право на получение высшего профессионального образования.

Данный законопроект позволял в случае обнаружения факта представления подложных документов при поступлении отчислить студента вне зависимости от курса, на котором обучается такой студент.

Льготы по оплате за обучение не накапливаются, предоставляются ежегодно при наличии оснований Льготы предоставляются по личному заявлению законного представителя учащегося при условии полного документального подтверждения Заявление на льготы должно быть подано на имя директора ГБОУ СОШ 1206 до 30 сентября нового учебного года.

Размер и порядок выплаты таких компенсаций вы можете узнать в Департаменте образования или в органе местного самоуправления.

ПОЛОЖЕНИЕ о предоставлении льгот и снижении стоимости платных образовательных услуг, оказываемых ГБОУ ВО НГИЭУ. 1.

При этом ч. 3 ст. 327 УК РФ предусматривает такой состав преступления, как использование заведомо подложного документа. Таким образом, если лицо при поступлении в высшее учебное заведение использовало заведомо подложный документ, подтверждающий наличие инвалидности в корыстных целях, то оно, безусловно, будет подлежать уголовной ответственности.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета. Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика превысил 350 000 рублей.

Москва вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами в соответствии с лицензией на образовательную деятельность.

Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги».

РСФСР «О социальном развитии села», законодательством и другими правовыми актами органов власти бывшего СССР для учителей сельских школ.

Москвы от 23.11.2005 N 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве»). Размер доплаты определяется расчетным путем как разница между размером городского гарантированного минимума (14700 руб. в 2017 году) и размером получаемой ребенком-инвалидом социальной пенсии.

Настоящее Положение определяет порядок и условия оказания платных дополнительных образовательных услуг в Школа «_______________» г. Москва.В каждом конкретном случае необходимо тщательно исследовать такие документы посредством проведения экспертизы, устанавливать наличие вины лица, предоставившего такие документы и проводить иные мероприятия.

Источник: https://atlaswood.ru/konfiskaciya/4352-lgoty-v-dopolnitelnom-obrazovanii.html

Льготы для инвалидов в сфере образования. –

Льготы в дополнительном образовании

Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ закрепил в качестве принципа государственной политики “адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников” (п. З ст. 2 Закона).

Закон устанавливает государственные гарантии граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии – обязанность государства создавать “гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов” (п. 6 ст.5 Закона).

В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование:

  • в общих классах и группах системы общего образования,
  • по индивидуальной программе на дому,
  • в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. 

Какие  льготы в образовании имеют инвалиды?

  • Согласно, п. 2. 12 письму Министерства образования и науки РФ от 8 августа 2013 г. № 08-1063 “О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений”, дети-инвалиды, а также дети, один или оба родителя которых имеют инвалидность, зачисляются в дошкольное учебное учреждение (ясли и садики) без очереди.
  • В некоторых субъектах страны предоставляются льготы на оплату услуг дошкольных учреждениях. Согласно № 62-ПП «О Положении о порядке определения платы, взимаемой с родителей (законных представителей), за содержание детей в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента здравоохранения города Москвы и дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента социальной защиты населения города Москвы», плата за посещение ребенком дошкольных учреждений не взимается, если ребенок является инвалидом, а также в случае, если один или оба родителя ребенка, являются инвалидами 1 или 2 групп.
  • Согласно п. 7 ст. 79 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность (школах-интернатах), находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.

А обучающиеся в организациях среднего общего образования на очной форме,  не предполагающих круглосуточного пребывания обеспечиваются двухразовым питанием.

Согласно, п. 2 Письма Минобрнауки России от 14.01.2016 N 07-81 “Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому”, дети , обучающиеся на дому, получают денежную компенсационную выплату за питание, размер которой определяется исходя из стоимости питания на одного учащегося в данном регионе и в данной организации образования.

  • Согласно п. 1 ч. 1 ст. 71 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», для абитуриентов  из числа детей-инвалидов и инвалидов 1, 2 группы с детства предусмотрено поступление в учреждения профессионального образования (ВУЗы и СУЗы) по квоте, то есть вне конкурса и вступительных испытаний.
  • Согласно п. 4 1 ст. 71 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», абитуриенты с инвалидностью  также имеют право на бесплатное обучение на подготовительных курсах государственных ВУЗов.

Согласно п. 3 части 7 той же статьи, аналогичные права на бесплатное обучение на подготовительных курсах имеют граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства этих граждан.

  • Согласно ч.5 ст. 36 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», студенты с инвалидностью имеют право на получение социальной стипендии, то есть при обучении на очной форме в учреждении профессионального образования, получают стипендию вне зависимости от своей успеваемости.

Согласно данным портала гос. услуг размер социальной стипендии на 2019/2020 учебный год составляет 865р для учащихся учреждений среднего профессионального образования и 2500р для студентов высших учебных заведений.

  • Согласно ст. 19 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ», для учащихся с инвалидностью и учеников с ограниченными возможностями здоровья государство гарантирует создание особых условий для получения образования, в соответствии с рекомендациями ИПРа и ААОП .

Что такое ИПРа?

Согласно ст. 11 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ», Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (сокр.

ИПРа) – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных функций организма, а также формированию, способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Что такое ААОП?

Согласно списку основных терминов Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г.

№ ВК-452/07 “О введении ФГОС ОВЗ”, ААОП – это адаптированная общеобразовательная программа.

То есть программа основного школьного образования, адаптированная в соответствии с интеллектуальными и физическими возможностями конкретного обучающегося с ОВЗ, или ученика имеющего инвалидность.

Что такое обозначат термин «Обучающийся с ОВЗ?»

Согласно ч. 16 ст.

2 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», обучающийся с ОВЗ – это гражданин, имеющий недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Важно при этом отметить, что статус «обучающийся с ОВЗ» не равен статусам «инвалид» или  «ребенок-инвалид», поскольку он устанавливается не комиссией ВТЭК, а комиссией ЦПМПК (центральной психолого-медико-педагогической комиссией).

В отличии от инвалида и ребенка-инвалида, которые имеют целый ряд льгот во многих сферах жизни, ребенок (или молодой человек) со статусом «обучающийся с ОВЗ» имеет  льготы только на получение образования на особых условиях.

 Статус «обучающийся с ОВЗ» может быть установлен комиссией ЦПМПК как для ребенка (молодого человека) с инвалидностью, так и для ребенка (молодого человека) не имеющего инвалидности, но нуждающегося в особых условиях обучения в следствии физических или психических заболеваний.

Где и как получить адаптированную образовательную программу?

Согласно, Письму Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 “О введении ФГОС ОВЗ” адаптированная программа выдается конкретному обучающемуся комиссией ЦПМПК.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном портале правительства РФ (https://www.mos.ru) для получения адаптированной программы родителю (либо законному представителю) обучающегося, необходимо самостоятельно обратиться в комиссию и предоставить следующие документы:

  • медицинское заключение  о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья – оригинал;
  • для детей-инвалидов, инвалидов справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) – копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
  • свидетельство о рождении обучающегося – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт обучающегося (при наличии) – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) – копия;
  • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) – копия;
  • направление в ЦПМПК г. Москвы из образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) – оригинал;
  • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации;

контрольные/письменные работы по русскому (родному) языку, математике – копии, заверенные в установленном порядке, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка – оригинал.

Какие специальные условия в обучении прописываются в заключении ЦПМПК?

Согласно п. 1 Письма Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 “О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий”, в заключении комиссии ЦПМПК должны быть прописаны следующие специальные условия:

  • адаптированная образовательная программа (АООП) , специальные методы обучения и воспитания;
  • специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
  • технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление учебной организацией услуг ассистента (помощника);
  • проведение учебной организацией дополнительных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания организаций.

Также в заключении ЦПМПК должны содержатся рекомендации по созданию специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации, а именно:

  • выбор формы прохождения государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГВЭ);
  • увеличение продолжительности на 1,5 часа;
  • организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур;
  • организация беспрепятственного доступа в аудиторию, туалетные иные помещения (аудитория на первом этаже, наличие специальных кресел, др. приспособлений);
  • предоставление услуг ассистента (техническая помощь с учетом индивидуальных возможностей ученика: помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания);
  • организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ЦПМПК г. Москвы).

Хочется особенно подчеркнуть, что комиссия ЦПМПК не дает рекомендаций по поводу форм обучения, но в рамках рекомендаций по использованию специальных методов обучения, может указать, доступно ли для конкретного ребенка (или молодого человека) обучение с использованием компьютерных технологий, в том числе дистанционно.

В каких организациях и на каких формах обучения могут обучаться инвалиды?

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 44 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», выбирать организацию, в которой будет проходить обучение несовершеннолетний и форму обучения для него имеет право его родитель (законный представитель).

П. 1, ч. 1 ст. 34 №273 «Об образовании в РФ», разъясняет, что по  достижении 18-и лет совершеннолетний дееспособный гражданин может сам выбирать организацию и форму обучения для получения образования

В ст. 17 ФЗ №273 «Об образовании в РФ» приводится исчерпывающий перечень форм получения образования в РФ, а именно:

  • очная;
  • очно-заочная;
  • заочная;
  • семейная.

Стоит отметить, что из данной статьи следует, что дистанционное обучение не считается отдельной формой обучения, но может быть отнесено к очно-заочной либо заочной форме обучения в зависимости от частоты очного посещения занятий учеником и степени использования дистанционных технологий.

Также хочется обратить внимание, что семейная форма обучения – это не то же самое, что и надомное обучение.

Из ч. 3 ст. 17 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», следует, что семейная форма обучения предполагает обучение ребенка вне организации, то есть в семье, самостоятельно родителями (законными представителями), с последующим прохождением аттестации (то есть сдачей экзаменов) в учебной организации.

В то время как, в соответствии ст. 19 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» надомное обучение осуществляется образовательной организацией (а точнее ее сотрудниками, приходящими к ученику на дом).

Для получение обучение в такой форме одного желания родителей ученика-инвалида не достаточно, а обязательно нужно медицинское заключение, в котором указано, что конкретный учащийся нуждается в надомной форме обучения.

Где получить официальную консультацию по вопросам образования людей с инвалидностью?

В случае возникновения вопросов по поводу обучения инвалидов, официальную информацию можно найти на портале Департамента Образования г. Москвы

А для других регионов, на сайте Министерства просвещения России

Источник: https://barrier-free.ru/2020/04/07/obr20/

Кружкам и секциям постановили особый режим

Льготы в дополнительном образовании

Роспортребнадзор выпустил новые санитарно-эпидемиологические требования для школ и других объектов социальной инфраструктуры. Они устанавливают «особый режим работы» до конца года. Документ уже вызвал бурное обсуждение как в школе, так и за ее пределами.

Заместитель директора Центра общего и дополнительного образования имени А.А.

Пинского Андрей Павлов – о том, чем новые правила помогут, а чем могут помешать развитию внешкольного образования, и как государство и муниципалитеты могут поддержать кружки и секции в этот сложный период.

Новые правила затрагивают весьма широкий спектр организаций не только в системе образования – детские сады, школы, школы, учреждения дополнительного образования, – но и за ее пределами – это социальные учреждения, досуговые клубы, организации отдыха и оздоровления.

Термин «социальная инфраструктура» никогда раньше не фигурировал в подобных документах – и это, безусловно, интересный прецедент.  Это один из немногих документов, который фактически уравнивает в правах формальный и неформальный сектор, пусть и временно.

Собственно, такого уравнения давно ждали: нахождение части организаций «в тени», без лицензий, вызывало раздражение тех, кто работал в формальном секторе, и заинтересованное внимание проверяющих органов.

В основе документа – совершенно простые, не оспариваемые правила охраны здоровья и гигиены, которые могут применяться (и даже стать привычкой) не только в ситуации пандемии. Обработка помещений, проветривание во время перемен, обработка снарядов и влажная уборка, конечно, принесут не только дополнительные затраты, но и профилактику многих других заболеваний.

Кроме хорошей здоровой привычки мы получим строгое соблюдения норм, которые ранее казались менее значимыми для ежедневного исполнения. И, конечно, недопуск учеников с признаками заболевания до занятий актуален не только в период пандемии covid-19.

Все эти меры несомненно помогут тому, чтобы появлялись и развивались безопасные и комфортные условия для качественного образования.

В тоже время документ фактически запрещает массовые мероприятия как форму образовательной, просветительской социокультурной деятельности: «Запрещается проведение массовых мероприятий с участием различных групп лиц (групповых ячеек, классов, отрядов и иных), а также массовых мероприятий с привлечением лиц из иных организаций» (п. 2.1.). При этом в нем нет четкого определения «массовое мероприятие», и в каких-либо других нормативных актах мы его тоже не найдем. Это создает неопределенность и открывает возможности для вольных трактовок.

Что означает этот запрет на массовые мероприятия для системы дополнительного образования и неформального сектора?

Во-первых, это продлит ситуацию с переносом на будущий год или отменой традиционных мероприятий, которые не переносятся в онлайн (например, спортивные состязания или праздники-события). Но главное, это принципиально изменит ряд существующих практик, которые будут продолжаться, но теперь уже в онлайне.

Как мы увидели из опыта карантина, невозможно, не меняя формат и содержание, перейти полностью в цифровое пространство. И часть таких событийных практик может исчезнуть навсегда.

Особенно тревожно, что фактически любая совместная деятельность школьников из разных классов, выходящая за рамки урока школы, может быть расценена как нарушение.

Во-вторых, отмена массовых мероприятий серьезно изменит ландшафт и среду образовательной деятельности.

Многие программы строятся на системе знаковых событий – это точки опоры и образовательного ритма: концерт, соревнование, защита проектов, поход, выезд, хакатон…

То, что становилось особенно ценно для новых направлений дополнительного образования в последние годы, а также составляло неформальное образование «вне рамок», может понести серьезные потери.

Подход классно-урочной системы (каждая группа детей в своем помещении изучает попредметно исключительно программу своего класса) нельзя перенести на множество практик в дополнительном образовании, где сеять квадратно-гнездовым способом «доброе, светлое, разумное» можно только лишь отчасти, индивидуально подбирая способы и технологии в каждой практике.

Мы явно недооцениваем масштаб подпадающих под эту рамку практик, а также последствий принимаемых решений: есть масса активностей, построенных на принципах, подходящих под рамки «массовых мероприятий».

Например, репетиции и концерты, тренировки и соревнования, где участвует весь состав кружка или секции, все группы, а также приглашенные из другой организации дети. Где весь смысл события – в соревновании между разными командами или в объединении и взаимообучении.

Сюда также попадают многочисленные конкурсы, походы и экспедиции, выезды и интенсивы, профильные смены и другие события, которые составляют саму образовательную жизнь объединений и организаций.

С большой степенью вероятности, серьезно вырастет нагрузка на эту самую «социальную инфраструктуру», острее станут вопросы ее доступности и неравенства такого доступа, потребуются дополнительные расходы. Так, к примеру, в бассейне теперь на всех дорожках будет заниматься только одна группа вместо нескольких прежних.

И если возросшие расходы в связи с этим в госсекторе будут так или иначе компенсированы, как это было в период «нерабочих дней», то частный сектор понесет серьезный финансовый урон, ведь повышение цен для компенсации убытков невозможно.

В конечном счете пострадают ребенок и семья, на интересы которых и должны были работать эти меры государственной заботы.

Безусловно, эти требования направлены на защиту детей, и не у кого не возникает желание оспаривать благое намерение – здоровье требует перестраховки.

Но существует ли прогнозная оценка последствий? Не перекроют ли эти последствия исчерпывающих мер, порушив образовательную деятельность, воспитательную и массовую работу и в следующем году, а может, и далее? Учитывая наш опыт правоприменения и работу «рекомендаций» – всё возможно.

Очень важно не довести ситуацию до фактического уничтожения как систем образовательных практик, так и целых секторов в образовании.

Мы видели, как губительно действует принцип «как бы чего не вышло» в детском туризме, который, в том числе и благодаря желанию «причинить добро», уже оказался в «красной книге» дополнительного образования как исчезающий вид.

А сейчас в зоне риска находится и сектор детских лагерей, в первую очередь, частных интересных инициатив, не имеющих запредельных прибылей и финансовой подушки, чтобы пересидеть этот кризис.

Универсальные меры хороши для однородных сфер и типов территорий: это нельзя сказать про сектор дополнительного образования и территориальную дифференциацию, связанную с ним. Перефразируя известное выражение: что юным спортсменам хорошо, то техникам смерть.

Если посмотреть на зарубежный опыт, то в ряде стран, вышедших из «локдауна», существуют похожие рекомендательные документы, направленные на профилактику, но не запрещение. Конечно, нужны срочные меры по сохранению здоровья детей и членов их семей. Но нужны также меры поддержки.

Важно, чтобы наряду с документами профилактического и ограничительного характера делалось что-то для помощи сектору, который формально был признан пострадавшим, но не получил реальной поддержки (по крайней мере пока). И если 98% формализованной сферы допобразования является сегодня государственной (муниципальной) и может условно переждать «особый период» деятельности, то частный сектор такими условиями ожидания не обеспечен.

Возможным конструктивным решением будет продолжения линии региональной и муниципальной поддержки, связанной, например, с арендой помещений, альтернативной занятостью, зарплатами, налоговыми льготами, технологиями, доступом к контингенту, а также помощь для семей, которые пользуются дополнительными образовательными услугами.

Этот период может стать временем качественной индивидуальной работы, которая в последние годы стала менее доступной в условиях недофинансирования.

В ситуации пандемии можно пересмотреть систему персональной поддержки права и возможности получать услуги дополнительного и неформального образования при необходимых мерах господдержки.

Здесь потребуется более тонкая настройка финансовых механизмов для тех категорий семей, которые не охвачены такими услугами или попросту не имеют такой возможности — через целевые сертификаты и подбор провайдеров частного или государственного сектора, которые могут обеспечить такой образовательный или социальный запрос.

В начале года многие надежды в развитии сферы дополнительного образования и неформального сектора были связаны с «регуляторной гильотиной», но ситуация с пандемией, к сожалению, запустила новый виток регулирования.

Будем надеяться, что временное не станет постоянным и не повлечет серьезных разрушающих процессов.

Только тогда этот сектор сможет развиваться с новой силой во благо детства – в том числе с новыми возможностями, которые продемонстрировал этот сложный период.

Источник: https://ioe.hse.ru/news/377859495.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.